Мы в СМИ

01.09.2010

Журнал РБК: Кисловатый ЗАПАХ ДЕНЕГ

Соколу прочат блестящее будущее благодаря поддержке по программе развития моногородов. Однако на поверку его перспективы не так радужны

Еще полгода назад город Сокол, что в Вологодской области, ждала судьба Пикалева. Законы экономики требовали массовых сокращений, но политика оказалась важнее. Рабочим Сокольского ЦБК, депрессивного предприятия, тогда объявили, что на базе их комбината построят современную Вологодскую бумажную мануфактуру. На ней будет применяться уникальная технология производства мелованной бумаги, по которой в России пока не работают. Сегодня у местных властей есть комплексный план модернизации Сокола стоимостью 54,3 млрд рублей, предусматривающий обновление не только промышленности, но и всей городской инфраструктуры. В Москве документ признали образцовым и обещали помочь. Удастся ли этому моногороду преодолеть «родовое проклятье»?

Город велосипедистов

Сокол встречает нас характерной кисло-жгучей дымкой раннего утра. Полуразрушенные дома, промышленные трубы, северная река Сухона, в которой давно уже никому и в голову не придет купаться. Мусор на улицах, горы мусора во дворах. Когда-то Сокол на весь Советский Союз славился производством школьных тетрадок. Теперь у города бумажников иная слава: конфликт между представителями местной власти и региональной, рейдерство, банкротство градообразующих предприятий, проблемы со здоровьем у населения из-за плохой экологической ситуации. Правда, с сокращением производств воздух стал чище. Реже случаются внеплановые выбросы на целлюлозно-бумажных комбинатах, все реже сокольчане бегут закрывать форточки. Вот и Дмитрий Дулькин, гендиректор УК «Объединенные бумажные фабрики» (Сухонский ЦБК входит в одноименную группу компаний), считает вопрос загрязнения среды в городе раздутым. Сухонский комбинат не производит целлюлозу с 2003 года, а Сокольский выпускает ее в 3 раза меньше, чем позволяют мощности. «Кисловатый запах - это серное производство. Но это не вредные выбросы, - уверяет Дмитрий Дулькин. - У бумажников это называется «запах денег».

Но запах денег почему-то никого сюда не манит. Первыми забили в набат риэлторы: в Соколе перестали покупать квартиры. Молодежь старается уехать куда-нибудь подальше. А те, кому этого не удается, отправляются искать счастья в Вологде и мотаются туда-обратно лишь ради того, чтобы стоять в областном центре за прилавком. Других вариантов тут практически нет. Самые желанные места работы в Соколе - городская и районная администрации, а также расположившаяся неподалеку колония строгого режима. Кстати, неплохо живут наркологи. Один из них на кодировании от алкоголизма сколотил приличное состояние, позволившее ему отправить сына на учебу за границу. Пьяные рабочие, возвращающиеся со смены на стареньких велосипедах, давно стали частью привычного пейзажа. Они-то и дали Соколу новое ироничное название - Город велосипедистов.

Всех посчитали

«Приехали писать, как город умирает?»,- интересуется собеседница журнала «РБК» с Сокольского ЦБК. - «Нет, собираем материал о его модернизации. Слышали о таких планах?» - «Слышали, но не верим», - отвечает. Между тем в конкурентной борьбе за федеральные деньги губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев, представлявший Сокол в Москве, оказался удачливее своих коллег. План, предложенный областной администрацией, писали в компании «ЦСР-Регион», «дочке» Центра стратегических разработок, откуда вышли многие законопроекты и программы развития. Оплачивалась работа, однако, из внебюджетных средств, сообщил журналу «РБК» источник, близкий к местным властям. Но из каких именно, уточнить отказался. И хотя этот комплексный план не предусматривает мер по диверсификации экономики Сокола, в феврале рабочая группа по модернизации моногородов при правительственной комиссии по экономическому развитию под председательством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова признала его образцовым.

Сокол, как и раньше, будет ориентирован на леспром, но с акцентом на переработке. В данном случае, по мнению управляющего партнера компании «ФОК» Моисея Фурщика, и не нужна масштабная программа по формированию предприятий новых отраслей. «Ведь лесная промышленность всегда будет востребована, - аргументирует он. - Если Сокол обладает таким долгосрочным и естественным преимуществом, зачем тратить ресурсы на создание иной специализации?» На реализацию плана модернизации, по оценкам, потребуется 54,3 млрд рублей, а из федерального бюджета должно поступить всего 2,9 млрд. В обновлении Сокола принимают участие в том числе градообразующие предприятия, которые заинтересованы в госинвестициях в инфраструктуру. «Если городские очистные сооружения будут приведены в порядок за счет бюджетных денег, экономический эффект для нас достигнет примерно 150 млн рублей», - отмечает Дмитрий Дулькин. На Сухонском ЦБК, пережившем несколько банкротств, при новом собственнике производство стало расти, причем даже в кризис. Так, в 2008 году выпуск бумаги и картона увеличился на 30%, в 2009-м - на 8,5%. Гендиректор УК «Объединенные бумажные фабрики» беседует с корреспондентом журнала «РБК» и одновременно подписывает кипу документов. «Это договор с Чешским экспортным банком: кредит на 25 млн евро под монтаж бумагоделательной машины по выгодной ставке», - поясняет он. Чехи оказались более расторопными, чем российские банкиры и чиновники.

Несильно пострадал от кризиса и Сокольский деревообрабатывающий комбинат, где основным направлением бизнеса стало сейчас домостроение. «Был спад в зимний период, но он традиционный, - сказал журналу «РБК» гендиректор предприятия Валентин Петухов. - В это время мы экспортируем пиломатериалы высокого качества в Финляндию, Швецию, Германию, а более низкого - в страны Ближнего Востока». Проект модернизации комбината утвержден в июле 2008 года, и Банк Москвы уже профинансировал его на 389,2 млн рублей. В данный момент идет реконструкция цехов. В июне поступило новое оборудование из Канады и Тайваня, продолжает Валентин Петухов. До конца года планируется также поставить новый сушильный комплекс стоимостью около 200 млн рублей.

Бумажные мельницы

Екатерина Косова, генеральный директор годами рушащегося Сокольского ЦБК, главного источника напряжения в городе, встретиться с корреспондентом журнала «РБК» отказалась и на производство не пустила. Говорят, там и ходить-то опасно. В декабре 2008 года перестала работать бумажная фабрика комбината, летом 2009-го был остановлен выпуск мягких древесноволокнистых плит, осенью - твердых. Работники предприятия, уверенные, что его собственник, ЗАО «Инвестлеспром», ведет ЦБК к закрытию, в ноябре 2009 года устроили митинг. К счастью, серьезных беспорядков и стрельбы (рассказывают, такое раньше случалось) удалось избежать. Как и несколько лет назад, рабочим обещали построить новую фабрику. Они поверили. Но еще больше поверили в кампанию федеральных властей «Спасем моногорода», стартовавшую на фоне мирового кризиса.

В одобренном Москвой комплексном плане модернизации Сокола проект «Вологодская бумажная мануфактура» - якорный. «Это проект создания первого масштабного отечественного производства мелованной бумаги по уникальной технологии с применением лиственного сырья, которое сегодня в России практически не перерабатывается», - подчеркивает аналитик ИФК «Метрополь» Ирина Корнева. Технология уже опробована: в мае на полиграфкомбинате «Пушкинская площадь» испытали печать на лсткомелованной бумаге, выпуск которой уже в этом году начнется на ЦБК «Кама», также входящем в «Инвестлеспром». Получив опыт на камском предприятии, мощность которого - всего 80 тыс. тонн в год, собственники планируют наладить производство в больших объемах - 600 тыс. тонн в год - в Соколе. Столь крупных проектов в отечественной лесной промышленности не было уже четверть века. Пять лет назад Банк Москвы (кредитор «Инвест-леспрома» и его акционер) подписал меморандум о создании предприятия по производству мелованной бумаги с правительством Вологодской области. Чуть позже, в 2007-м, появился проект «Вологодская бумажная мануфактура». В «Инвестлеспроме» журналу «РБК» сообщили, что вложено уже 6 млрд рублей: деньги ушли, во-первых, на приобретение площадки, а во-вторых, на создание активов для обеспечения сырьевой безопасности. На концептуальное проектирование и обоснование инвестиций затрачено 670 млн рублей. Несмотря на это, перспективы Вологодской бумажной мануфактуры не ясны: существует опасность из упадочного ЦБК сделать нерентабельную фабрику. Как сказал на условиях анонимности собеседник журнала «РБК», близкий к правительственной комиссии по экономическому развитию, могут возникнуть проблемы со сбытом мелованной бумаги. Ведь половину продукции предполагается отправлять на экспорт, а в таком случае новой мануфактуре предстоит столкнуться с сильными конкурентами. «У Китая самые современные бумагоделательные машины, которые даже в Европе не везде увидишь, и самые большие мощности по изготовлению мелованной бумаги», - добавил наш собеседник и привел печальный пример Финляндии, где машину с фантастической для России производительностью на его глазах пустили на металлолом из-за отсутствия каналов сбыта. «Если с Вологодской бумажной мануфактурой не сложится, мы надеемся доказать, что даже без фабрики комплексный план развития моногорода состоятелен, -говорит первый заместитель главы администрации Сокольского муниципального района Михаил Романов. -Наши опасения мы уже представили правительственной группе, которая к нам приезжала. Но пока собственники Сокольского ЦБК заверяют, что проект будет реализован».

Еще один ключевой проект находится в подвешенном состоянии ввиду отсутствия инвестора. Речь о создании индустриального парка «Сокол», ориентированного на привлечение высокотехнологичных компаний из таких областей, как деревообработка, стройиндустрия, производство мягких кровельных материалов, мебели и фурнитуры. «Тот инвестор, на которого был расчет, теперь не особенно проявляет активность, - не скрывает Михаил Романов. - Правительство Вологодской области сейчас ищет ему замену». Между тем задержка с бюджетным финансированием строительства инфраструктуры вряд ли помогает потенциальным инвесторам обрести веру в возможности города. На момент подготовки статьи было перечислено лишь 63,5 млн рублей на проведение капремонтов от Фонда содействия реформированию ЖКХ. «Сейчас идет работа над соглашением между Вологодской областью и правительством России, в котором будет прописано, в каком объеме и на какие нужды будут даны средства», - сообщил журналу «РБК» источник в Минфине. Осторожность ведомства Алексея Кудрина в условиях жесткой экономии вполне понятна. Но известно также и его стремление урезать везде, где только возможно. «Я не уверен, что деньги, которые еще в прошлом году планировалось выделить специально для моногородов, вообще будут, - отмечает собеседник журнала «РБК», осведомленный о ходе данных обсуждений. - Есть средства, которые понадерганы из других программ, ранее утвержденных в составе бюджета. Собрали эти утвержденные деньги и назвали программой моногородов».

Размер vs кризис

В случае повторения кризиса смягчить социальный удар по Соколу, по замыслу властей, должен малый бизнес. Только вот он в городе пока не развит. Комплексный план модернизации предусматривает выделение на его взращивание 562,8 млн рублей в течение трех лет. Главная часть плана - бизнес-инкубатор, где «малыши» будут арендовать помещения и получать юридические, бухгалтерские и другие услуги. Под него администрация Сокола и здание давно подобрала - бывший Дом детского творчества. В комплексной программе прописано немало налоговых и финансовых мер для поддержки малого бизнеса, которые, впрочем, не новы. К примеру, районная администрация уже два года не повышает корректирующий коэффициент базовой доходности по единому налогу на вмененный доход. Не забыли, казалось бы, и об облегченном доступе к кредитам. Но пока эта схема не работает. Так, гончарная мастерская «Керамос» надеется получить 800 тыс. рублей под 20% годовых (!) у Сбербанка. Процент, конечно, очень высокий, зато требования к заемщикам более мягкие, чем в других банках.

«Керамос» - представитель немногих сокольских малых предприятий - не ждет ни от кого поддержки. Как и весь малый и средний бизнес в стране, компания хочет только одного - чтобы ей не мешали. Глава «Керамоса» Василий Точилов - исключение из правил, по которым живет его поколение: получив высшее образование, он вернулся в Сокол. И не прогадал. Кризис даже помог предприятию: когда молокозаводы, основные заказчики глиняных горшочков, свернули производство премиального вологодского масла, пришлось пофантазировать и расширить линейку продукции.

Однако большинство бизнес-историй в Соколе связано все же с лесной промышленностью. «Начинали с нуля, когда еще даже налоговых инспекций не было, - вспоминает местный предприниматель Василий Зворыкин. -Покупали обрезную доску и перепродавали. Потом захотелось наладить собственное производство». Сегодня ИП «Зворыкин» изготавливает деревянные элементы лестниц и поставляет их во многие регионы страны, в том числе в Москву. Есть в городе бумажников-велосипедистов и изобретатели. В «СоколЛесСервисе» в 2002 году придумали делать для бань передвижные бочки на колесах. По словам гендиректора предприятия Игоря Дубинина, среди покупателей этого чуда значатся и очень известные люди. В частности, стоит такая бочка на даче у министра иностранных дел Сергея Лаврова. Но, к сожалению, подобных историй пока единицы. Скоро их станет больше: доля малых предприятий в общегородском производстве за 10 лет должна удвоиться. Если все пойдет по плану.

Недавно посол Великобритании в России Энн Прингл поделилась опытом своей страны в решении проблем моногородов. Создавать стимулы для роста бизнеса, разумеется, важно (по крайней мере, на бумаге это выглядит заманчиво). Но не менее важно, считает она, то, что правительство делать не должно: чрезмерно регулировать, непредсказуемо вводить или отменять меры для развития предпринимательства. А российские реалии свидетельствуют, что там, где запах денег, бюрократия только множится. Умерить аппетиты ей будет сложнее, чем написать красивый план и выделить средства.

На троих

Федеральный бюджет на 2010 год предусматривает помощь моногородам в объеме 27 млрд рублей. Эти деньги должны направляться на кредиты регионам, субсидии на софинансирование инвестпланов, реализацию программ обеспечения занятости населения, проектов Фонда содействия реформированию ЖКХ и программ по поддержке малого и среднего бизнеса. Пока из 27 городов, вошедших в список тех, кому помощь требуется в первую очередь, правительство дало добро лишь трем: приняты комплексные планы модернизации Тольятти, Нижнего Тагила и Сокола. Этим трем городам из федерального бюджета в 2010 году обещают выделить 2,5 млрд рублей.

СПРАВКА

Сокол - крупнейший в Вологодской области центр деревообрабатывающей промышленности. Численность населения - 40,5 тыс. человек. Уровень безработицы в городе - 6,7% (в области - 3,7%). Среднемесячная зарплата - 11,5 тыс. рублей (в области -17 тыс. рублей). Почти треть сокольчан занята на градообразующих предприятиях: Сокольском ЦБК и Сокольском ДОК, входящих в ЗАО «Инвестлеспром», а также Сухонском ЦБК, одном из предприятий группы компаний «Объединенные бумажные фабрики».



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube