Мы в СМИ

18.07.2013

Молодежь Бурятии: Над Байкалом на дельталете

Наш корреспондент увидел Турку с высоты птичьего полета

9 июля в п. Турка Прибайкальского района прошла презентация Байкальского этапа Международной швейцарско-российской научно-исследовательской экспедиции «ТрансЕвразийский перелет: Леман-Байкал». Получать новые данные об экологическом состоянии Байкала, изучать состояние воздуха, воды и суши ученые будут при помощи дельталётов.

Экспедиция, организованная Фондом содействия сохранению озера Байкал при поддержке Группы компаний «Метрополь» и партнеров из Швейцарии, стала продолжением экологического проекта «Миры на Байкале». Теперь ученые будут изучать экосистему жемчужины Сибири не из глубины, а с воздуха. Место базирования экспедиции - с. Истомино Кабанского района. Это позволяет охватить большую часть территории исследований.

Программа экспедиции рассчитана на три года. Первый этап стартовал на Женевском озере (Леман) в мае 2013 г. Затем дельталёты перелетели через Центральную и Восточную Европу в Псков. В июле-августе учёные планируют изучать сейсмоактивные разломные зоны в Прибайкальском районе, берег и дельту Селенги, Степно-Дворецкое лесничество, Кабанскую осушительно-оросительную систему в Кабанском, почвы научного стационара Института общей и экспериментальной биологии СО РАН в Еравнинском районах.

До этого ученые проводили исследования Женевского озера, обнаружили несколько очагов загрязнения как воды, так и воздуха. По словам руководителя франко-швейцарской группы Франсуа БЕРНАРА, результаты первых замеров над Байкалом порадовали - загрязнений пока не нашли.

«С воздуха Байкал ещё никто не исследовал, - сказал Михаил СЛИПЕНЧУК, заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. - Были погружения на дно озера, исследования из космоса. Но разрешение снимков, сделанных со спутника, отличается от результатов, которые можно получить с помощью дельталётов. В советское время, когда наука финансировалась в необходимом объёме, использовались самолёты и вертолёты. Сейчас это слишком дорого».

На аппаратах устанавливается уникальное оборудование для получения информации в момент регистрации. Часть полётов проводится только с автономно работающими приборами дистанционного зондирования, в других участвуют пилот и научный консультант. Замеры производятся на высоте 2-3 тысячи метров и длятся до трех часов без приземления. Дельталёт летает со скоростью 70-145 км/ч, максимум - 170 км/ч, комфортен и прост в эксплуатации. Средняя стоимость аппарата составляет 1,8 млн. рублей. Технические характеристики позволяют долетать от Турки до Ольхона и обратно.

О дальнейших планах рассказал вице-президент Фонда содействия сохранению озера Байкал Баир ЦЫРЕНОВ: «Хочется понять, насколько велик масштаб загрязнения, помимо этого, мы хотим получить информацию о несанкционированных рубках леса и карьерах, лесных пожарах, браконьерстве, численности диких животных. Есть задумки полетать около Улан-Удэ для замеров воздуха над стихийными свалками».

Дельталёты позволят оценить процессы очищения озера Котокель, ущерб от взрыва боеприпасов Гусиному озеру, размыв острова Ярки и изменения уровня Байкала. С духовенством согласованы полеты над буддийскими и православными храмами для выяснения аномальных зон, поиски затонувшего, если верить легендам, в центре Гусиного озера дацана. Возможно сравнение с Байкалом других озер, включая Хубсугул.

В рамках презентации состоялись показательные полеты. В этот день возможность участия в них была представлена журналистам российских СМИ. Но в Турке весь день дул переменчивый ветер, из-за которого дельталёты не могли подняться в воздух. Оставалось брать интервью у участников экспедиции и прогуливаться по красивой набережной.

К вечеру журналисты вернулись в Гремячинск в отель «Байкальская ривьера», где прошла пресс-конференция организаторов экспедиции. После нее начался банкет. Внезапно к столу региональной прессы подошли организаторы с вестью, что ветер стих, погода стала летной. Ни один журналист не остался за столом!

Но до заката солнца времени осталось мало. Приоритет был отдан снимающим - телевизионщикам и фотографам. Забавно, что паре коллег было первоначально отказано в полете. Их вес превышал 100 кг каждый, а при полной заправке дельталёта было рискованно взлетать с неровной неприспособленной площадки. Они полетели позже, когда топлива стало поменьше. Сами пилоты как на подбор невысокие и поджарые.

Ваш корреспондент добился права на полет в последнюю очередь. Сиденье на уровне плеч пилота. Пристегнут ремень. Шлем застегнулся с трудом из-за бороды. Дельталёт выезжает на стартовую позицию, разгоняется по прямой и круто взлетает в сторону Байкала. Резкий поток холодного ветра обдувал только на взлете. На высоте, как ни странно, был приятный теплый ветерок. Панорама водной глади, Турка, как на ладони. Очень красиво выглядели с высоты новостройки «Байкальской гавани».

Длившийся несколько минут полет окончен. Дельталёт приземляется на бугристый, плотный после прошедшего накануне дождя песок. В этот день больше никто не полетел.
Несмотря на экстремальность, такая техника может использоваться и как аттракцион для туристов. Хотя главное ее предназначение - получение новой информации, привлечение молодых в науку, пропаганда красот Байкала и Бурятии.

Евгений КИСЛОВ



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2025. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   YouTube