Мы в СМИ

16.05.2011

Компания: ДЕШЕВО, НО СЕРДИТО

АНДРЕЙ КРАСАВИН

Boeing  о  продаже  еще  восьми дальнемагистральных авиалайнеров с почти
50-процентной  скидкой. В начале марта российская авиакомпания подписала
с  Boeing  твердый контракт на поставку восьми самолетов B-777, тогда же
был  оформлен  опцион  еще на восемь судов. И в ближайшее время он будет
исполнен.  Самолеты  начнут  поступать перевозчику в период с 2013-го по
2017  г.  Стоимость  контракта по каталожной цене составляет около $2,17
млрд.  Но  с  учетом  скидки  сумма  сделки  гораздо ниже - $1,156 млрд.
Американцы  предоставили  47-процентный  дисконт. При этом, как сообщают
«Ведомости»,  «Аэрофлот»  потратит  не  более  5%  собственных  средств:
большую  часть финансирования готов обеспечить Eximbank. Откуда подобная
щедрость?  Дело  в  том, что американский концерн пытается таким образом
избежать  штрафных  санкций  за  задержку  проекта  B-787 Dreamliner, на
который  у  «Аэрофлота»  контракт  на  22 лайнера, а также укрепить свои
позиции   в  противостоянии  с  европейской  авиастроительной  компанией
Airbus.
   Впрочем,  сделка  с  Boeing  даже  на  сверхвыгодных  условиях  может
обернуться   для   российского   перевозчика   существенным  увеличением
долговой   нагрузки.  Пока  в  «Аэрофлоте»  бравируют  величиной  чистой
прибыли:  за 2010 г. по РСБУ она выросла на 676%, до 12,05 млрд руб. При
этом  выручка увеличилась на 30,6%, до 114,45 млрд руб., а себестоимость
на  12%,  до  91,87  млрд  руб. Но столь резкий рост прибыли не мог быть
следствием  роста  операционных  показателей. Даже притом что перевозчик
увеличил   объем  работ  и  получил  около  1,7  млрд  руб.  по  решению
федерального  судьи  Швейцарии  в рамках уголовного дела о хищении у ОАО
«Аэрофлот» денежных средств.
   Посмотрим   на  финансовую  отчетность  за  2009  г.  Чистая  прибыль
составила   всего   1,6   млрд   руб.  при  выручке  87,6  млрд  руб.  и
себестоимости  81,8  млрд  руб.  Откуда взялись дополнительные 10,5 млрд
руб.  прибыли?  Ответ   на  этот  вопрос  -  в  графе  «доходы от прочей
реализации».  Информации  за  2010  г. еще нет, но в 2008-м и 2009-м они
составляли  по  15,8  млрд  руб. Основа финансового благосостояния - это
роялти,  компенсационные  платежи  иностранных авиакомпаний за полеты по
транссибирским  маршрутам.  Эта  сумма  за 2010 г. составляла около $400
млн,  или  примерно 12 млрд руб., - почти вся чистая прибыль «Аэрофлота»
за   тот  же  год.  Сравнивая  финансовые  показатели  с  2009-м,  можно
предположить,  что  роялти  тогда  в чистую прибыль почти не попали, они
пошли  на  погашение  операционных  убытков, как это было и в предыдущие
годы.
   Научился  ли  сейчас  «Аэрофлот»  жить без роялти? Возможно. Точно об
этом  можно  сказать,  когда  эта  величина  будет  выделена  в  бюджете
компании  отдельной  строкой.  Генеральный  директор «Аэрофлота» Виталий
Савельев лишь обещал это сделать, но пока не сдержал своего слова.
   Протокол  по  ВТО,  подписанный  РФ  и  ЕС в 2004-м, обязывает Россию
модернизировать   систему   эксплуатации   транссибирского   маршрута  и
отменить  «пролетные»  не  позднее  2013  г.  Тогда их придется замещать
долговыми  заимствованиями,  что уже делала авиакомпания в прошлом году.
Главное - рассчитать силы и не переусердствовать с долговой нагрузкой.

АНДРЕЙ РОЖКОВ,АНАЛИТИК ИФК «МЕТРОПОЛЬ»:

   «АЭРОФЛОТ»   НЕ   РАСКРЫВАЕТ   СТРУКТУРУ  сделки  по  приобретению  8
самолетов  Boeing-777,  поэтому  можно  только  оценивать  рост долговой
нагрузки  компании.  Если  авиакомпания будет финансировать приобретение
кредитом  на  $1,4 млрд, то суммарный долг перевозчика увеличится с $1,9
до  $3,3  млрд.  Исполнение  опциона  на  поставку дополнительно 8 судов
может  привести  к  росту  долга до $4,6 млрд. Однако, принимая в расчет
то,  что  долг  будет  наращиваться  постепенно,  исходя  из поступления
самолетов,  мы не ожидаем одномоментного увеличения долга. В то же время
следует  отметить,  что  в  этом  году авиакомпания сократит свою долю в
«Терминале»  с  50  до  9% и таким образом прекратит консолидировать его
долг  в  размере  $900  млн  на своем балансе. Исходя из этого, на конец
2012  года  величину  долга можно оценить примерно в $2,2 млрд. Учитывая
прогноз  по  EBITDA  на  2012  г.  на уровне $770 млн, отношение долга к
EBITDA  составит  2,8.  Это  значение свидетельствует о средней долговой
нагрузке, что не критично для «Аэрофлота».

МАРИЯ КАЛЬВАРСКАЯ,АНАЛИТИК ИК «ТКБ КАПИТАЛ»:

   «ПРИОБРЕТЕНИЕ  ЕЩЕ  ВОСЬМИ  САМОЛЕТОВ  BOEING - это планы 2013 - 2014
годов,  что позволит компании увеличить авиапарк и объем перевозок. Если
говорить  о снижении долговой нагрузки, то время у «Аэрофлота» еще есть.
Даже   сейчас   она  находится  на  относительно  невысоком  уровне  при
показателе  чистого  долга  $1,5  млрд  на конец III квартала 2010 года.
Средняя  процентная  ставка  по  кредитам составляет около 9% годовых, а
дополнительные  доходы  перевозчика,  куда включены роялти, не превышают 10% от общей выручки».



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2025. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   YouTube