Мы в СМИ

19.11.2012

Финам.ru: Российский авторынок в условиях ВТО: пока никакого эффекта?

Темпы роста российского авторынка начали снижаться. В октябре объем продаж увеличился на 5% по сравнению с прошлым годом. Это наихудший результат за 10 месяцев, признают эксперты. Общий рост с начала года составил 13%. Пик продаж пришелся на август, который стал рекордным за всю историю. Тогда было реализован 258 761 автомобиль, что на 15% превысило показатель предыдущего года. С тех пор автомобили стали покупать реже. Может, причиной стало вступление России во Всемирную торговую организацию?

Однако, по мнению аналитиков, истина кроется за несколькими факторами: во-первых, сезонность, традиционно темп продаж идет на спад перед новогодними скидками и предложениями от дилеров. Во-вторых, повышение ЦБ ставки рефинансирования в сентябре на 0,25%, и, наконец, падение курса рубля к основным международным валютам, в частности, к доллару.

По словам председателя комитета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорга Шрайбера, замедление темпов роста российского авторынка связано также со снижением «потребительского аппетита». При этом розничные продажи обеспечиваются «разумными предложениями банков». «Некоторую консолидацию рынка во втором полугодии мы предвидели. И сейчас, когда до конца года остается всего лишь несколько недель, наш прогноз продаж на уровне 2,85 млн штук пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в 2012 году остается неизменным», - считает Шрайбер.

По-прежнему самыми продаваемыми остаются автомобилями «АВТОВАЗа». На первом месте Lada Kalina, затем Lada Priora и Lada Granta. За 10 месяцев завод снизил продажи на 9%, но в октябре увеличил на 2%. Снижение по году объясняется несколькими факторами - это и окончание госпрограммы утилизации, и сокращения выпуска «четверок», «пятерок» и «семерок» с целью перехода как раз на новые продукты. «Тем не менее, холдинг держит правильный курс, пытаясь заменить старые модели на новые, в частности, Lada Granta и Lada Largus. И как видим, не без успеха, за 10 месяцев Lada Granta заняла 3 строчку в рейтинге самых продаваемых автомобилей, опередив самую популярную иномарку в России Hyundai Solaris», - комментирует Мария Шишкина, аналитик ИК «РУСС-ИНВЕСТ». К тому же, завод, полностью прекративший с 17 сентября производство так называемых «классических» LADA-2104 и Иж-27175, намерен увеличить выпуск автомобилей до одного миллиона. К тому же, со следующего года из Тольятти начнут экспортировать Lada Granta. Поставки планируются в Сербию, Болгарию, страны Балтии и даже в Германию и Францию.

Другой производитель, Sollers, демонстрирует лучшие результаты - рост на 19% по итогам 10 месяцев. Компания держится на плаву благодаря продажам SsangYong (+48%). Таким образом, Sollers показывает положительную синергию от сотрудничества концернов и не собирается останавливаться на достигнутом. Компания также подписала соглашения с японскими концернами Mitsui и Mazda о производстве на дальневосточном предприятии группы автомобилей Toyota и Mazda. Sollers, по мнению Шишкиной, имеет хорошие перспективы не только расширить свою линейку, но и увеличить продажи.

Подводить итоги рано

С 23 августа Россия, ставшая полноправным членом ВТО, снизила введенные в 2009 году как антикризисные ввозные пошлины на иномарки с 30% до 25%. В течение следующих шести лет пошлины снизятся до 15%. Таможенный сбор на подержанные легковые автомобили до семи лет также снизился с 35% до 25%, а к 2018 году составит 20% от стоимости. Остальные изменения произойдут только к 2019 году - самые выгодные условия получат компании, которые будут ввозить автомобили с мощными двигателями. Ввозная пошлина на легковые автомобили с объемом мотора от 2800 до 3000 кубических сантиметров должна будет снизиться до 12,5%.

По мнению Сергея Целикова, директора аналитического агентства «Автостат», глобальных изменений с августа не произошло. «Емкость рынка определяется все-таки другими критериями. Это покупательская способность населения. Немного снизили пошлины, но добавили при этом утилизационный налог. Три копейки плюс, три копейки минус. Небольшие изменения есть в плане ввоза иномарок, но они также не существенны. Это было ясно до вступления РФ в ВТО, и сейчас. На рынок членство в организации никак не сказалось», - считает он.

Автопрому нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям Всемирной торговой организации, полагает премьер-министр Дмитрий Медведев. В связи с этим до 2020 года была продлена программа субсидирования кредитов, которые получили предприятия на реализацию инвестиционных и инновационных проектов. Также были внесены изменения в порядок, который определяет понятие «промышленная сборка». На восемь лет заключены четыре новых соглашения, которые предусматривают льготы по ввозным пошлинам в целом на автокомпоненты при условии, что автопредприятия примут на себя дополнительные обязательства. Речь идёт о расширении существующих мощностей до 350 тыс. автомобилей в год и оснащении не менее 30% выпускаемых автомобилей двигателями и коробками передач, которые создаются в России. В связи с этим правительство поручило Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину РФ обеспечить реализацию мер по поддержке автомобильной промышленности, направленных на адаптацию отрасли к условиям ВТО. Кроме того, поручено осуществлять мониторинг, предусматривающий выявление негативных тенденций в отрасли. О результатах проделанной работы узнаем до 15 апреля 2013 года.

А пока эксперты признаются, что вступление России в ВТО существенного влияния на автомобильный рынок не оказало. «Новые автомобили фактически не стали для покупателей дешевле, поскольку снижение импортных пошлин было компенсировано введением утилизационного налога. Поэтому существенных корректировок в цене не произошло, наоборот, автомобили стали дороже», - рассказывает Андрей Рожков, старший аналитик ИФК «Метрополь».

Прошло всего 2 месяца, и о каком-либо влиянии условий ВТО говорить рано. Снижение пошлин на легковые автомобили будет происходить поэтапно. Не стоит ждать молниеносного демпинга цен на иномарки, особенно на подержанные авто, уверена Мария Шишкина. Но не стоит исключать и риски - цены, так или иначе, снизятся, пусть и не с такой сильной прогрессией. В этом плане российские производители легковых автомобилей имеют временной запас как минимум 7 лет, чтобы улучшить конкурентное преимущество своей продукции, диверсифицировать производственные риски и расширить рынки сбыта.

В отличие от рынка легковых автомобилей, производители грузовых автомобилей, в первую очередь «КАМАЗ», более болезненно переживут вступление в ВТО. Им придется конкурировать не только с продукцией ведущих западных игроков, но и с подержанными грузовиками из Китая, который в последнее время наращивает свое производство. «КАМАЗ» уже заявил о переходе на четырехдневную рабочую неделю с 12 ноября. Решение производителя связано со спадом спроса на грузовики: строительный сезон закончился, а также, по словам менеджмента, из-за вступления в ВТО вырос незаконный импорт техники, не соответствующей экологическим стандартам и, прежде всего, из Поднебесной.

Все зависит от Европы

По словам Сергея Целикова, максимальные продажи на российском авторынке наблюдались в июне. Теперь от месяца к месяцу идет снижение и дальнейшего роста ждать неоткуда. «Лучший вариант, если рынок стабилизируется на отметке около 250 тысяч автомобилей. Каждый следующий месяц темп прироста по отношению к прошлому году будет уменьшаться. Не исключено, что в декабре мы выйдем на нулевую динамику», - отметил он.

Спрос последних двух лет либо уже реализовался, либо находит отражение в продажах, объясняет Андрей Рожков. К тому же есть факторы, которые негативно влияют на сектор, как например, рост процентных ставок по автокредитам, которые делают автомобили менее доступными для покупателей. Как результат - уменьшение объема продаж. Эксперт согласен с тем, что такая тенденция сохранится до конца года. «В ноябре и в декабре мы будем видеть замедление темпов роста. Вполне возможно, что он окажется пределах 1-7%. По итогам года, скорее всего, результаты продаж будут неплохие, примерно 15%», - прогнозирует Рожков.

Если смотреть на ситуацию оптимистично, в 2013 году продажи автомобилей в России останутся на текущих уровнях. Согласно пессимистическому прогнозу, рынок может упасть. Все зависит от того, как будет развиваться экономика в Евросоюзе и как происходящие в мировой экономике процессы скажутся на нашей стране. Если в следующем году цены на нефть упадут, к примеру, до 80 долларов за баррель, рынок может рухнуть на 15-25%. Если стоимость «черного золота» вырастет, то и автомобильный рынок покажет повышение на 10-15%, считает Целиков.

http://www.finam.ru/analysis/forecasts0135E/default.asp



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2025. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   YouTube