Мы в СМИ
01.02.2012
Firstnews: Duty free придет на железную дорогу
Григорий Васюков
Росграница готова рассмотреть возможность создания магазинов duty free на железной дороге. Впрочем, объекты беспошлинной торговли неминуемо столкнутся с проблемами - из-за неясности формата, в котором они будут работать.
Заместитель главы Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграница) Юрий Бородин поддержал 31 января на рабочем совещании в Калининграде предложение бизнесменов об открытии магазинов Duty Free в железнодорожных пунктах пропуска, сообщает «Интерфакс».
«Мы поддерживаем эту инициативу, считая, что пассажиры международных железнодорожных поездов должны иметь возможность делать беспошлинные покупки при пересечении государственной границы», - передает агентство его слова.
Чиновник пояснил, что среди его коллег существует определенный скепсис касательно схемы организации торговли в этом формате на объектах ЖД-инфраструктуры, однако с этой задачей, по его словам, справится само бизнес-сообщество. В настоящее время представители Росграницы изучают этот вопрос и готовят по нему соответствующие документы.
Беспошлинная Россия
В России сегмент duty free торговли насчитывает порядка 25 сетей, оборот которых оценивается примерно в $1 млрд. В начале года отечественный сегмент «беспошлинников» стал свидетелем крупной сделки - швейцарский оператор Dufry приобрел 51% акций конкурирующей группы Regstaer, которая управляет сетью в московском аэропорту Шереметьево и имеет площади во Внуково. Годовая выручка, при этом, составляет $50 млн.
В 2011 году «Аэрофлот» приобрел 33,3% акций оператора duty free «Аэроферст», увеличив свою долю до 66,6%. Весной Aer Rianta продал магазины Runway в Домодедово и Внуково российской Duty Free Holding Group, а в петербургском Пулково появился второй оператор параллельно с российско-ирландской «Ленрианта», немецкая компания Gebr. Heinemann.
Ирландские корни
Первый магазин формата duty free (беспошлинной торговли) был открыт ирландским предпринимателем Бренданом О’Реганом в аэропорту Шаннона в Ирландии в 1947 году.
Аналитик Rye, Man and Gor Securities Екатерина Андреянова считает, что применительно к формату ж/д организация пунктов duty free торговли не выглядит привлекательной бизнес-идеей. «Если только речь не идет о продажах в пути, то есть не покидая поезд, по аналогии с морскими паромами. В других случаях формат не очень понятен. Долговременные стоянки происходят на границах не так часто, поезда ходят по расписанию, а иметь 5 минут на duty free будет не интересно пассажирам», - говорит эксперт.
Впрочем, по ее словам, идея может быть востребована на дорогих международных маршрутах Санкт-Петербург - Хельсинки, Москва - Париж, Москва - Берлин и проч., но даже в этих случаях массового интереса это не вызовет.
Проблемы с форматом, проблемы с алкоголем
Напомним, что в конце прошлого года у сетей duty free возникали проблемы с перелицензированием у Росалкогольрегулирования для продажи алкоголя.
По мнению торговцев, ведомство предъявляло невыполнимые требования к складам, расположенным в местах размещения магазинов в аэропортах, автомобильных КПП и морских вокзалах. В результате, многие операторы сворачивали продажи алкоголя.
Старший аналитик ИФК «Метрополь» Татьяна Бобровская полагает, что появление duty free точек на приграничных ж/д пунктах, безусловно, является шагом в направлении к более цивилизованной рознице в России, однако она также предвидит трудности с форматом. По мнению Бобровской, полноценно его можно будет реализовать только в отдельных точках долговременных остановок.
«Не думаю, что существующим операторам это будет очень интересно. Ожидаю, что инвестиции в подобные сети будут, скорее всего, от РЖД или местного бизнеса», - пояснила свою позицию эксперт.
Несмотря на видимые уже сейчас недостатки, в числе которых то обстоятельство, что основной платежеспособный спрос путешественников и деловых туристов пропускают через себя аэропорты, проект с duty free на ж/д все-таки можно реализовать грамотно, уверен эксперт «Финама» Максим Клягин. «Бизнес-сообщество интересует высокий трафик. При всех возможных неудобствах потенциальный потребитель на транспорте дальнего следования всегда представляет интерес для производителя и торговца», - сообщил он Firstnews.
Индийские параллели
Подтверждением этой мысли можно считать информацию, появившуюся в индийских СМИ: министр ж/д-отрасли Динеш Триведи поделился с журналистами Deccan Herald планами по будущему созданию сети коммерческих хабов на базе существующих в стране вокзалов, в приграничных пунктах, при этом запланировано создание и duty free магазинов.
http://www.firstnews.ru/news/business/duty-free-pridet-na-zheleznuyu-dorogu/
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|