 |
|
Мы в СМИ
22.08.2005
Коммерсантъ
«Копейка» не хочет класть все акции в один портфель
Параллельно с подготовкой к IPO компания ищет стратегического инвестора розничная торговля
СЕРГЕЙ Ъ-КАНУННИКОВ
Как стало известно Ъ, розничная сеть «Копейка», один из крупнейших ритейлеров России, параллельно с подготовкой к IPO начала поиск стратегического инвестора. Это первый случай, когда российский продуктовый ритейлер такого уровня заявляет о готовности привлечь в свой бизнес стратегического инвестора. Эксперты отмечают, что привлечение профильного инвестора может стать для «Копейки» правильным шагом: после IPO сети магазинов «Пятерочка», по сравнению с которой «Копейка» развивается медленнее, портфельные инвесторы могут оценить акции последней ниже, чем инвесторы стратегические. ООО «Торговый дом 'Копейка'» создано в 1998 году. Управляет сетью из 100 бюджетных магазинов-дискаунтеров. Оборот в 2004 году составил $415 млн, EBITDA (прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам) -- $30,5 млн, чистая прибыль -- $18,4 млн. По 50% долей ООО принадлежит финансовой корпорации «Уралсиб» и трем топ-менеджерам «Копейки»: Александру Самонову, Сергею Ломакину и Артуру Хачатряну. В марте «Копейка» объявила о планах провести во второй половине 2006 года публичное размещение акций. Планировалось продать около 20% акций за $100 млн. Консультантом по IPO был выбран инвестбанк Deutsche-UFG. Однако недавно стало известно, что договор между компаниями расторгнут. Причины разрыва объяснил президент «Копейки» Александр Самонов. Летом планы «Копейки» изменились: было решено параллельно с подготовкой к IPO начать поиск профильного стратегического инвестора. «Мы хотели, чтобы эти две задачи выполняли две независимые компании. UFG же настаивала на эксклюзиве. Мы не договорились»,- говорит он. В Deutsche-UFG отказались от комментариев. Консультантом по IPO выбран банк HSBC, консультант по поиску профильного инвестора не определен. Не определен и размер пакета акций, который может быть предложен возможному покупателю. Идеей проведения IPO в последнее время увлеклись многие крупные ритейлеры Москвы. Примером для них стали «Седьмой континент», который в ноябре 2004 года в ходе IPO за 13% акций выручил $80 млн, и «Пятерочка», продавшая 30% своих акций за $598 млн. Однако о готовности привлечь стратегического инвестора сеть уровня «Копейки» (входит в ТОП-10 продуктовых ритейлеров страны) заявляет впервые. До сих пор в российский продуктовый ритейл инвестировали лишь портфельные инвесторы. К примеру, в бизнесе «Копейки» участвовали компании, к торговле никакого отношения не имевшие. В 2002 году 51% долей ООО купила нефтяная компания ЮКОС, а в 2003 году эту долю выкупила ФК «Уралсиб» (позже «Уралсиб» и менеджеры «Копейки» разделили доли 50 на 50). Участники рынка высоко оценивают возможное появление у «Копейки» стратегического инвестора. Приход такого инвестора будет означать, что компанией заинтересуются не те, кто зарабатывает на перепродаже акций, а те, кого больше интересует развитие самого бизнеса. «Привлечение портфельных инвесторов или стратегического означает разные перспективы развития сети. Для финансовых, которые покупают акции во время IPO, это венчурный проект: когда рентабельность бизнеса снижается, они выходят из него, продавая акции. 'Стратег' же заходит в бизнес практически навсегда, приносит свои технологии и активно участвует в управлении»,- говорит гендиректор «Патэрсона» Юрий Яковчик. Аналитики по-разному оценивают привлекательность для «Копейки» портфельных либо стратегических инвестиций. Наталья Мильчакова, аналитик ИФК «Метрополь», называет продажу акций на бирже более привлекательным вариантом: «С точки зрения объема средств, которые может привлечь каждая из этих сделок, IPO гораздо предпочтительнее». Вице-президент инвестфонда Delta Private Equity Partners Наталья Полищук считает иначе: «На большую выручку на IPO 'Копейке' вряд ли стоит рассчитывать. Она развивается медленнее, чем 'Пятерочка' (на момент размещения сеть «Пятерочки» насчитывала 450 магазинов, а оборот составлял $1,6 млрд.-- Ъ). Инвесторы обязательно будут сравнивать эти две компании, и сравнение будет явно не в пользу 'Копейки'». По ее мнению, гораздо больше за долю в «Копейке» могут заплатить инвесторы стратегические.
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|