 |
|
Мы в СМИ
22.05.2008
РБК Daily: «Татнефть» не прощает обид
И будет судиться с Украиной за отнятые активы
Елена Болдырева
«Татнефть» не намерена отступать в давнем конфликте с Украиной по поводу силового захвата Кременчугского НПЗ. Теперь компания собирается добиваться справедливости через суд , потребовав в качестве компенсации около 1 млрд долл. от украинских властей. Эксперты оценивают шансы «Татнефти» как минимальные.
Компания «Татнефть» направила судебный иск властям Украины с требованием о компенсации причиненного ей ущерба в результате захвата нефтеперерабатывающего предприятия «Укртатнафта». По неофициальной информации, сумма иска превышает 1 млрд долл., сообщило вчера агентство Reuters. Таким образом компания намерена возместить ущерб за незаконно отнятый крупнейший в стране Кременчугский НПЗ и последние поставки нефти туда, которые так и не были оплачены Украиной.
Начавшийся в 2007 году конфликт, когда «Татнефть», являющаяся одним из основных акционеров, была лишена возможности управлять предприятием, может получить международный резонанс. Напомним, что тогда в результате силового захвата руководитель завода Сергей Глушко был замещен Павлом Овчаренко. В качестве протеста российской компанией были прекращены поставки сырья на Кременчугский НПЗ. При этом акции «Татнефти» были списаны в пользу украинского «Нафтогаза». Но и это не повлияло на позицию украинских властей. Ранее компания сообщала о намерении обратиться в суд в случае, если сторонам не удастся достигнуть взаимопонимания.
В пресс-службе «Татнефти» подтвердили информацию о подаче иска. Как сообщила РБК daily представитель пресс-службы компании Нурия Валеева, точная сумма иска еще не определена. Место проведения процесса не разглашается.
Министр юстиции Украины Николай Онищук вчера заявил, что правительство Украины пока не получало официального уведомления о подаче иска. Он отказался обсуждать претензии «Татнефти» до тех пор, пока не будут получены официальные документы, предположив при этом, что скорее всего разбирательства будут вестись в Международном арбитражном суде в Вашингтоне.
Как считает руководитель объединенного юридического департамента ИГ «Русские фонды» Павел Баранов, у компании есть все шансы на благоприятный исход этого дела. Если «Татнефтью» будут предоставлены необходимые доказательства по части неоплаченных поставок нефти, то вероятность получить за это компенсацию, по его мнению, весьма высока. Что касается списания доли компании, то существующие международные конвенции, касающиеся инвестиционных отношений, обеспечат более объективный подход к делу, если судебный процесс пройдет в одной из стран ЕС, полагает г-н Баранов.
Но другие эксперты сомневаются в том, что «Татнефть» добьется своего. Как считает аналитик «ЮниКредит Атон» Артем Кончин, шансы для этого невелики, до тех пор пока на Украине идет раздел власти и активов между политическими группами. Подача иска вполне оправданна, однако, учитывая напряженные отношения между топливными чиновниками России и Украины, «Татнефти» навряд ли удастся получить значимую компенсацию, даже если процесс будет проходить в Европе, убежден старший аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров.
По его словам, запутанная, непрозрачная структура собственности «Татнефти» уже не в первый раз сыграла с ней злую шутку — история со старым Нижнекамским НПЗ тому свидетельство. Эта хроническая проблема «Татнефти», которая в будущем может негативно сказаться на отношениях с инвесторами, является слабым звеном компании, соглашается с ним Артем Кончин.
От этого конфликта больше пострадала украинская сторона. Когда «Татнефть» прекратила поставки нефти на Кременчугский НПЗ, завод вынужден был сократить объемы переработки до минимальных и до сих пор не вышел на полную мощность. В то время как российская компания, направившая освободившийся поток нефти на российский рынок и частично на экспорт, понесла незначительные потери, рассказывает г-н Назаров.
Учитывая, что у «Татнефти» самая низкая способность переработки по сравнению с другими нефтяными компаниями страны, стратегия компании ориентирована на увеличение перерабатывающих мощностей. В поданном иске истец требует возмещения денежной компенсации, а не возврата своей доли участия в Кременчугском НПЗ, обращает внимание Александр Назаров. Возможно, это говорит о том, что, несмотря на стратегию по увеличению переработки, при отсутствии полного контроля над заводом этот НПЗ для «Татнефти» неинтересен.
Также он считает, что «Татнефть» в том случае, если судебный процесс завершится в ее пользу, вероятно, направит полученную компенсацию на финансирование строящегося НПЗ в Нижнекамске, стоимость которого оценивается в 130 млрд руб.
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|