Мы в СМИ

09.07.2012

Информ Полис: Спустя 100 лет в Эгитуйском дацане повторился священный танец Цам

Андрей Ян

Два дня длился праздник в краю озер. Сначала 7 июля освятили субурган на месте рождения 21-го хамбо-ламы Мунко Цыбикова в его родовом кочевье Турхул. 8 июля сорок ширетуев со всей этнической Бурятии поднесли мандалу мировой святыне – Зандан Жуу

Спустя почти 100 лет в Эгитуйском дацане верующим представили священный танец Цам.

Местность Турхул, где родился 21 – й хамбо-лама Мунко Цыбиков, сейчас малодоступна даже на вездеходном транспорте. Там, на лучших пастбищах Еравны проводят лето разве что табунщики почти всех СПК района. Неслучайно жителей Турхула в старину называли «турхульские богачи».

Их стада и табуны были столь многочисленны, что хозяева теряли счет своему скоту. Поэтому проверка «четырехногого богатства» велась на глаз: если стада заполняли до краев долину, значит, они не уменьшились.

Волшебная красота озерной Еравны имеет оборотную сторону. Глинистая почва быстро превращает в непроходимую слякоть проселочные дороги. Зная об этой особенности, желающие попасть на освящение субургана, выезжали в Турхул ночью. Сто десять километров от Можайки до Турхула даже джипы преодолевали за 5 часов. Многие застревали.

 Чтобы вызволять их, специально курсировали два трактора. Организация столь трудного паломничества прошла без сучка и задоринки. Все сотрудники районной администрации добровольно выехали в Турхул накануне освящения, чтоб подготовить все к приезду гостей. Сам глава района ночевал со всеми в машине.

- Надо воздать должное жителям маленького села Домна, которые возили в Турхул стройматериал для субургана и возвели его в рекордно короткие сроки. Особенно хочется поблагодарить руководившего строительством Цыбикова Ринчина Владимировича, - говорит глава Еравны Цыденжап Шагдаров. – Такой грандиозный праздник мы бы не провели без помощи ГК «Метрополь».

Сами строители с улыбкой показывали огромные волдыри от укусов турхульских оводов и комаров. Они в альпийском разнотравье Турхула просто огромные и особенно кусачие, подтверждали и те, кто ночевал там, подготавливая приезд 40 ширетуев со всей этнической Бурятии и хамбо-ламы. Для него установили юрту.

- Я специально ночевал в месте, где родился и жил наш великий учитель. Энергетика Турхула сильнейшая, – поделился впечатлениями Хамбо-лама. – Оказалось, что Хамбо Мунко Цыбиков родился у реки Заза, составляющей водораздел с Витимом. Это знаменательно. Ведь первый Хамбо-лама Заяев родился у водораздела Селенги, хамбо-ламы из Аги у водоразделов реки Амур.

Когда начался молебен у субургана, над Турхулом словно опустился защитный занавес. Комары и оводы перестали досаждать людям.

Построенный втайне

На следующий день, восьмого июля в Эгитуйском дацане прошел традиционный праздник Зандан Жуу. Старожилы Еравны вспоминали рассказы своих родителей о необычной истории дацана. Еще востоковед Позднеев, учитель Гомбожапа Цыбикова, писал, что Эгитуйский дацан построили тайно от царского правительства, но с разрешения бывшей Бурятской главной конторы 11 хоринских родов. Возможно, поэтому сначала Эгитуйский дацан считался как бы филиалом Аннинского дацана.

- Место для нашего дацана искали почти три года. Один из старейшин рода моодхон харгана слепой Уунтын Гэлэн три года обращался к астрологам разных дацанов. Даже ездил в Монголию к Богдо-гэгэну,  – вспоминает рассказы дедушки пенсионер Галдан Дабаев. - Все указывали на это место на западном берегу реки Маракта, в местности Хара-Шибирь.

Деревья для будущего храма подбирали особенно тщательно. Говорят, сам незрячий старейшина Уунтын-Гэлэн определял их пригодность, стуча посохом. Подъезжая сейчас к Эгитуйскому дацану с любой стороны, трудно сдержать восхищенный вздох. Расположенный между двух сопок храмовый комплекс дополняет окружающую гармонию. Далеко за оградой дацана стоят белоснежные субурганы. Но когда узнаешь, что их поставили на месте разрушенных до основания храмов, сжимается сердце.

Кузница талантов

Ученый Галина Чимитдоржин нашла в Читинском госархиве «Именной список дацанов, сумэ». В нем год строительства Эгитуйского дацана указан 1826.

- При нем сумэ: Курдуинъ, Майдаринъ, Аюшинъ, Дара Эхэ. Все четыре сумэ были построены в 1830 году, – говорится в документе.

На современном языке это означает, что на большой территории дацана были классы буддийской философии в дугане Чойра и медицины в дугане Мамба, классы совершения молебнов, изготовления аршана (святой воды) и адиса (благовоний). Именно здесь получил свои уникальные знания целителя будущий хамбо-лама Мунко Цыбиков.

- В Колымских лагерях наш учитель изготавливал лекарства даже из незнакомых ему трав в барачных условиях. На вкус и запах определял их лечебные свойства. Для эмчи – это высший пилотаж! – восклицает хамбо-лама Дамба Аюшев, сам по специальности эмчи.

Была здесь и своя тантрийская школа Жод в дугане Дандар. Перевод на русский язык специальности «жодчи-лама» как заклинатель не передает и сотой доли смысла этого учения. Заниматься Жод могут только особые люди с сильной психикой и крепким здоровьем. Лучше всего характеризует жолче-лам такая популярная буддийская притча: один сильный жодче-лама странствовал, чтобы срубать деревья, на которых вешались самоубийцы.

Такие деревья опасны тем, что притягивают людей и они без всякой причины ощущают желание здесь повеситься. Это демон самоубийства своими песнями притягивает слабых людей. В одной деревне жодче-ламе указали на такое дерево. Чтобы убедиться, жодче-лама подвесил себя на этом дереве за ноги.

- На шею, на шею накинь петлю! – вдруг раздался из-за ветвей злобный голос.

Лама тут же вынул ноги из петли, совершил обряды и срубил опасное дерево.

Родственники Эрдэнийн Соржо-ламы рассказывают, его познания в области Жод помогли ему безбоязненно поехать в охваченный войной Китай и привезти в сохранности мировую святыню Зандан Жуу.

Сейчас трудно поверить, что кроме восьми вспомогательных построек, при дацане было 103 отдельных двора. Всего 216 жилых помещений. В скульптурах Эгитуйского дацана использовали глину из близлежащего озера Ухэр-Нур. Глина оттуда ценилась тем, что была жирно – масляная и не давала трещин.

Была у дацана и своя типография с несколько тысяч деревянных клише, с которых печатались книги. Их в Эгитуйском дацане насчитывалось более тысячи. Именно здесь хувараком получил азы грамотности будущий народный поэт Бурятии, вырастивший другого знаменитого поэта, Шираб Нимбуев.

Некоторые пенсионеры и сейчас вспоминают, как в детстве поразились тому, как неожиданно побелела долина Эгиты до самого горизонта. Только вместо снега люди с ужасом увидели листы из священных книг.

В этом году верующие вспоминали, что в Дуйнхор дугане был класс религиозных танцев Цам, где хранились маски костюмы. Последняя такая мистерия прошла в Эгитуйском дацане в начале двадцатого века. Спустя сто лет на этом же месте зрители вновь окунулись в завораживающую атмосферу Цама.

Очищение движением

Незнающему человеку Цам кажется пантомимой. Поэтому ламы предварительно поясняли верующим смысл движений и обрядов каждого участника Цам. Его главная цель - показать присутствие сахюусанов-хранителей и очистить пространство от плохой энергии.

Вместе со зрителями наблюдали за священной мистерией гости праздника. Национальным костюмом выделялся вице-спикер Хурала Цыденжап Батуев. У него к Эгитуйскому дацану особые чувства, ведь именно его земляки-оронгойцы в 1900 году построили заново Цогчен дуган. Сначала приехали 40 строителей, затем еще 40-50.

К сожалению, после гонений на религию от всех величественных храмов Эгитуйского дацана не осталось и следа.

- Старики вспоминали, что вокруг дацана росла черемуховая роща. Зачем ее-то уничтожили? – задается горестным вопросом Галдан Дабаевич. – Сколько статуй увезли грузовиками и переплавили в печах ПВЗ на цветной металл, уму непостижимо.

Поэтому хамбо-лама высказал теплые слова благодарности тем, кто рисковал жизнью, спасая все, что можно из разрушаемого дацана. С особым чувством вспоминают еравницы учителя Жабона, вывезшего Зандан Жуу в Антирелигиозный музей. Там ее дважды реставрировали.

Мало кто знает, что автор знаменитых «Оленей» на сопке любви Геннадий Васильев в 1960-х годах воссоздал утерянный большой палец на правой ноге статуи. В середине 70-х годов реставрировали ушнишу - «вместилище знания». Так называют локон волос на макушке. Для этого из Эрмитажа приезжал реставратор высшей категории.

25 сентября 1991 года в бытность Мунко Цыбикова хамбо-ламой скульптура была торжественно передана в Эгитуйский дацан со всеми своими атрибутами: короной, серьгами, толи, накидкой. Он же провел первую службу, посвященную Зандан Жуу. Поэтому нынешний молебен ширетуев всех дацанов был особенно знаменателен.

Завершился праздник традиционным «Эрын гурбан наадан». Особенно захватывающими стали скачки, ведь в Еравне никогда не переставали разводить коней бурятской породы.

http://www.infpol.ru/news/667/125536.php



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Раскрытие информации|Контакты

Главная страница|Карта сайта|Инсайдерская информация

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2018. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube