Мы в СМИ

08.06.2017

Байкал: Великий или всего лишь Уникальный?

 

7 июня 2017, 17:31 [«Аргументы Недели», М.В. Слипенчук ]

Внимание к озеру Байкал не стихает: политики обсуждают Его проблемы, режиссеры снимают о Нем фильмы, учёные Его изучают, общественники призывают Его спасать, а люди, живущие на Его берегах - просто живут. И могли бы жить лучше, если бы все эти действия были объединены общей целью - сохранением гармонии человека и природы. Сегодня появилась реальная возможность найти это гармоничное равновесие.

 

Политический капитал

Последнее время россияне привычным фоном слышат утверждения: «Байкал мелеет, Байкал цветёт, Байкал погибает». Об этом без устали с экранов телевизоров и со страниц изданий вещают те, для кого Байкал стал политическим капиталом. За пять лет Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы» так и не обрела популярность и поддержку, не появилось субъектов, заинтересованных в ее продвижении и реализации. Напрашивается вывод о неэффективности мер и механизмов, которые удалось заложить в эту программу. Между тем, к оценке событий и экспертизе принимаемых решений до сих пор не допустили профессионалов - учёных, общественников и местных жителей. Несмотря на увеличение финансирования охраны озера Байкал, выбросы вредных веществ в атмосферу и объем сброса сточных вод продолжают расти. Из отчетов Счетной палаты РФ следует, что исполнение бюджета и проведение мероприятий в рамках программы осуществлялись не на должном уровне.

 

История вопроса

«Байкал» в переводе означает «Богатое озеро». Традиция поклонения Великому озеру уходит своими корнями в далекое прошлое. Первый в мире заповедник на землях вокруг Байкала создал своим указом Чингисхан. Он объявил «Их хориг» - «Великий запрет» на землях своих предков: воинам было запрещено мыть амуницию в реках и ручьях, впадающих в Байкал; запрещена была обработка земли, хотя до этого сеяли хлеб (это подтверждают археологические данные), запрещено было строительство городов, запрещена облавная охота. По мнению некоторых историков, на землях вокруг Байкала захоронены многие потомки Чингисхана, включая Хубилая - императора монгольской династии Юань в Китае. По этой причине несколько веков Их-хориг почитался как заповедное место. Первый русский заповедник - Баргузинский - тоже был создан на берегах Байкала. Он был образован 11 января 1917 по новому стилю. В этом году мы отмечали его столетие. В советское время к Байкалу применяли индустриальный подход - на берегу построили Целлюлозно-бумажный комбинат и запустили Ангарский каскад ГЭС, сделав Байкал по сути водохранилищем. В современной России охране Байкала уделяется особое внимание.

 

Комплексное решение

В конце декабря прошлого года наметился явный прогресс. Общественность с воодушевлением заговорила о новой правительственной инициативе - Проекте «Байкал. Великое озеро Великой страны». Программу разработали в Аналитическом центре при Правительстве РФ совместно с властями Иркутской области и Республики Бурятия.

Казалось бы, наконец-то удалось собрать все компоненты, которые смоли бы решить накопившиеся проблемы. Общественность мгновенно откликнулась. Появилась самоорганизация. Слоган #Живи_на_Байкале превратился в активное молодёжное движение.

Курировать программу должен был вице-премьер А. Г. Хлопонин, как отвечающий за экологический блок. Предполагалось, что функциональным заказчиком станет Министерство природных ресурсов и экологии России. Принимать участие в масштабном проекте должны были федеральные органы исполнительной власти, Аналитический центр при Правительстве России, субъекты РФ. Не могли остаться в стороне общественные и научные организации, частные российские и международные инвесторы, государственные корпорации. Ну и, разумеется, население региона и многочисленные туристы.

Программа рассчитывалась до 2025 года, и состояла из двух основных блоков: «Экология» и «Бизнес-среда». Основная задача - обеспечить баланс интересов экологии, экономики, населения и общества. И чтобы достичь этого баланса, был глубоко и системно проработан и обобщен богатый международный опыт. Нужно не просто развивать туризм, но и делать это с учетом той нагрузки на природу, что создаст увеличение туристического потока. Необходимо создать инженерную и транспортную инфраструктуру. Провести масштабные работы по ландшафтному планированию. И, разумеется, решить проблему с различными видами отходов – как с теми, что уже являются проблемой, так и с теми, что возникнут по мере реализации программы.

Главная особенность и ценность этой Программы в том, что она подходит к решению проблем и развитию успехов комплексно, а не точечено, как многие другие программы, которые решают одни вопросы, но не затрагивают базовые величины, а то, порой и приводят к обвалу в смежных областях, забытых при разработке. Так неосторожный альпинист может спровоцировать лавину, сметающую все на своем пути.

Здесь же учитывается максимальное количество факторов – и нормотворческая деятельность, и экологическое просвещение, и популярное нынче волонтерское движение, и реализация региональных проектов, и координация всех возможных ветвей власти и государственных программ и проектов. А так же важнейший вопрос – привлечение частных инвестиций и государственно-частного партнерства. Опыт последних лет показывает, что именно в таком сочетании действия приводят к максимальному успеху. Не секрет, что бизнес остро заинтересован в эффективном развитии, которое принесет прибыль, а государство способно обеспечить как инфраструктуру, так и контроль.

Такой опыт по комплексному управлению природными объектами в мире уже имеется и должен быть востребован и у нас.

 

Из недр министерства

После завершения разработки комплексной программы, она была направлена в Минприроды России. Там его «творчески» доработали и направили в Правительство России. Но существенно секвестрированным.

Название Программы «Байкал - Великое озеро Великой страны» сменилось на явно менее благозвучное: «Уникальный Байкал».

Но это сущая мелочь по сравнению с тем, что произошло с содержанием Программы. В Паспорте Проекта остался только раздел «Экология». Все, что касалось экономического развития территорий, из проекта испарилось в неизвестном направлении.

Окончательный вариант будет рассматриваться совсем скоро, в июне. Конечно, еще есть время убедить Правительство вернуться к первоначальной расширенной версии проекта. Общественность, участвовавшая в подготовке проекта и всячески его одобрявшая, ратует именно за этот вариант. За сохранение социальной и экономической составляющей проекта выступает и руководство субъектов Байкальского региона - Иркутской области и Республики Бурятия, а также Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе С.И. Меняйло.

Предложенный чиновниками Минприроды усечённый проект «Уникальный Байкал» напомнил афоризм Козьмы Пруткова: «Всякий специалист подобен флюсу - полнота его одностороння!».

Остаётся только догадываться об истинных мотивах этого «обрезания». Очень похоже на то, что Минприроды двигало желание единолично управлять выделяемыми на программу финансовыми ресурсами. Пусть денег будет меньше, пусть за бортом останется масса важнейших аспектов – зато ни с кем не придется делиться и ни перед кем не нужно отчитываться.

Под удар поставлен и вопрос эффективности реализуемого Правительством перехода к проектному управлению.

 

Финансы

Интересная картина складывается, если внимательно изучить финансовую сторону комплексной программы и проекта Минприроды. Да, комплексная программа требует почти в пять раз больше средств. 500 млрд. рублей против 116, которые предусматривает проект Минприроды.

Казалось бы, министерством движет благое намерение сэкономить государственные средства. Но это только на первый взгляд. Если выделить из программы перспективные мероприятия из серии «было бы неплохо построить», и оставить только те, что проводить явно необходимо, получится интересная картина - стоимость программы и проекта почти полностью совпадут (114 на 116 млрд.).

При этом, напомню, министерский проект учитывает только одну составляющую – экологическую. Тогда как комплексная программа призвана не только сохранить имеющееся, но и дать толчок к развитию всего региона, причем, по многим направлениям. А это даст возможность к широкому привлечению частных инвестиций, что, в свою очередь, снизит нагрузку на госбюджет.

Кроме того, в программе выстроена четкая система приоритетов – единственных инструментов оценки необходимости реализации тех или иных мероприятий, оценки возможных сроков их финансирования и условий участия государства.

 

 «Миры» на Байкале

В 2008-2010 гг. мне с единомышленниками посчастливилось организовать широкомасштабную Международную научно-исследовательскую экспедицию «Миры» на Байкале», которая показала, насколько мощной является экосистема озера. Она обеспечивает естественный процесс очищения воды и насыщения ее кислородом. Байкал справился с последствиями работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и адаптировался к поднятию уровня воды при запуске  Иркутской ГЭС в 50-е годы. Но в последнее время озеро оказалось не готово к хаотичным и внезапным изменениям уровня воды в угоду энергетиков, к напору диких туристов, к увеличению сброса популярных моющих средств, содержащих фосфаты, а также к глобальным изменениям климата, лесным пожарам.

Многие из этих проблем могут быть решены именно с совершенствованием законодательства, развитием транспортной и туристической инфраструктуры, строительством очистных сооружений и заводов по переработке мусора, а главное, с повышением экономического и социального уровня развития региона.

 

Страх за Байкал и «Зелёная экономика»

Возникает логичный вопрос - почему такое мощное озеро, как Байкал, не может стать визитной карточкой России, туристическим центром, центром инноваций и экологически чистых технологий? Почему его берега не могут украсить живописные поселения, набережные и сады? Почему всех так беспокоит, пугает и волнует любая попытка что-то облагородить на берегах Байкала?

Ответ прост. Потому что возникает инстинктивный страх, что это будет сделано бесконтрольно, без соблюдения экологических норм и законов или в чью-то угоду, и Байкал может погибнуть. А ведь именно Байкальская природная территория имеет все шансы стать «пилотным» регионом по внедрению «зелёной экономики», строительству передовых очистных сооружений, солнечных и ветряных электростанций, запуску проектов по развитию возобновляемых источников энергии. Но все до сих пор упирается в противоречия федеральных законов о Байкале и отсутствие единого центра контроля Байкальского региона.

 

«Голубые» визитные карточки стран

На Земном шаре есть много примеров, когда водные объекты становятся визитной карточкой государств. Они сохраняют свою неповторимость, но при этом полностью вовлечены в окружающую инфраструктуру. В первую очередь - это Женевское озеро или озеро Леман. Оно магически живописно, его берега веками заселены, каждый год его посещают миллионы туристов. Естественная чистота озера от этого не страдает. Когда встал вопрос о строительстве моста через Женевское озеро, швейцарцы выступили против проекта, и мост строить не стали.

Швеция - страна озер. Озеро Меларен, расположенное в самом центре Стокгольма, тщательно контролируется шведами, они регулярно следят за чистотой воды. И мэр города каждый год ответственно заявляет, что воду из озера можно пить прямо на набережной возле городской ратуши. Другой пример сосуществования огромного озера и гигантского мегаполиса - это Чикаго и озеро Мичиган. И таких примеров много.

Байкал значительно крупнее этих озёр. В народе его уважительно величают Байкал-Батюшка, называют именно Великим и сравнивают с Морем. Это самое глубокое озеро в мире, его глубина достигает 1 637 м., объем воды 23,6 тыс. куб. км., а возраст его около 25 млн. лет. На сегодня в Байкале сосредоточено более 20% мировых запасов пресной воды и более 1500 эндемичных видов животных и растений.

 

Противоречия закона

Сегодня порядка 15 федеральных ведомств контролируют Байкал, многие из которых даже не пересекаются друг с другом. Несогласованно тратятся огромные деньги. Из года в год поднимаются и по-прежнему не решаются одни и те же вопросы. Всё это приводит к продолжению неконтролируемого хаоса. Как говорится, «У семи нянек дитя без глазу».

Закон об охране озера Байкал - федеральный, но среди федеральных законов он единственный имеет региональное применение. Именно поэтому он вступает в противоречие с другими федеральными законами, такими как Водный кодекс, Земельный кодекс, Закон об особо охраняемых природных территориях. Гармонизация законов требует последовательных усилий и времени. А пока люди на берегах Байкала не могут чувствовать себя хозяевами своей земли.

Существуют трудности, связанные с экологической экспертизой на строительство социальных объектов на всей Байкальской Природной территории, а не только в Центральной Экологической Зоне. Есть ограничения, нарушающее конституционное право на переход прав собственности на землю и имущество. Люди перестали чувствовать ответственность за свою собственность, за землю и лес, и это, в том числе, приводит к массовым пожарам. Жители берегов Байкала, фактически, ограничены в правах, и вынужденно становятся нарушителями. Эти ограничения ничем не компенсируются.

Отсутствие Закона о Природной ренте и несогласованность в управлении привели к противоречиям и на межсубъектовом уровне. Иркутская область имеет выгодное преимущество от использования вод Байкала для выработки электроэнергии на Ангарском каскаде ГЭС и, поэтому, имеет самые низкие тарифы на электроэнергию. Тогда как вся водосборная территория находится в Бурятии, на которую наложены массовые экологические ограничения. Отсюда в республике и высокая стоимость электричества.

Некоторые районы Бурятии, примыкающие к Иркутской области, просят, чтобы их включили в Иркутскую область. Кроме того, не секрет, что из-за высокой стоимости электроэнергии, в деревнях Бурятии до сих пор котельные работают исключительно на дровах. Причём топятся преимущественно лиственницей - деревом, на котором построена вся Венеция. По сути, котельные топят золотом. Выходом из ситуации стал бы Закон о Природной ренте и активное развитие альтернативных источников производства энергии, внедрение новых видов топлива, строительство малых ГЭС. Необходимо проводить газификацию региона, внедрять раздельную систему сбора мусора, строить мусоросжигательные заводы, учредить туристические налоги. Всё это задачи социально-экономического свойства. Но именно они могут решить массу проблем экологических. Все это учтено в комплексной программе, но ничего этого нет в проекте Минприроды.

Экономику, социально-экономическое благополучие региона и экологию разрывать неосмотрительно и недальновидно. Они оказывают взаимное влияние. Байкальский регион следует рассматривать как ЕДИНЫЙ ОРГАНИЗМ в комплексе, а не по компонентам, развивая каждый субъект в отдельности.

Фактически предпринятая экспертным сообществом попытка формирования комплексной программы «Байкал - Великое озеро Великой страны» это возможность реализации системного подхода к решению накопленных проблем, с большим числом вовлеченных участников по отношению к байкальскому макрорегиону.

 

Корпорация «Байкал»

Будучи депутатом Госдумы VI созыва от Республики Бурятия, я неоднократно поднимал вопрос о необходимости включения Байкальского региона в перечень так называемых «Территорий опережающего развития», которые созданы на Дальнем Востоке.

Сама Байкальская природная территория, на мой взгляд, может стать эталоном территории опережающего развития, примером успешного внедрения «зелёной экономики». И тогда люди, живущие на берегах Байкала, не будут чувствовать себя в резервации. Они не продолжат уезжать в другие регионы, потому что центр притяжения будет здесь, на Великом озере. Образуются рабочие места, появится стимул для создания экологически-ответственного бизнеса. В будущем возможно создание Государственной корпорации или Федерального агентства развития Байкальского региона с единым центром контроля и управления Байкалом с прямым подчинением Правительству РФ.

Сохранение Байкала и развитие региона неразрывно связаны друг с другом. Это огромная многоплановая задача, которую можно решить только общими усилиями власти, бизнеса, общества, экологов и экономистов, задействовав энергетическую, туристическую, транспортную отрасли, активизировав международное и приграничное сотрудничество. На берегах Великого озера люди должны комфортно жить и гармонично развиваться.

Все эти предпосылки содержатся в Программе «Байкал Великое озеро Великой страны». И теперь, когда представители власти и общества, экологи и энтузиасты объединились и сделали такой большой шаг вперед, когда возникла, наконец, надежда на успешное комплексное развитие Байкальского региона, отказываться от задуманного категорически не верно.

Байкал - не просто уникальный природный объект. БАЙКАЛ - ВЕЛИКОЕ ОЗЕРО ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ! Не стоит об этом забывать.

М.В. Слипенчук

Заведующий Кафедрой Рационального природопользования Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат географических наук, доктор экономических наук, профессор;

Глава Попечительского совета Фонда Содействия сохранению озера Байкал



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Аналитика|Раскрытие информации|Контакты

Главная страница|Карта сайта|Инсайдерская информация

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2017. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube