 |
|
Мы в СМИ
24.08.2010
Голос России: Экологическая схватка вокруг Байкала
Горнопромышленник возражает защитникам самого глубокого природного резервуара пресной воды в мире, занесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Серо-бежевая канавка в сосновом лесу, кучи досок, остатки железнодорожной ветки, из заброшенных галерей сочится соленая вода: вот все, что осталось от Холоднинского месторождения, где раньше был геологоразведочный городок, располагавшийся на краю света и привлекавший пионеров советских строек.
Из поселка Нижнеангарск, находящегося на северо-восточной оконечности озера Байкал, до этого места, которое кишит комарами, можно добраться за 50 минут на вертолете и автомобиле-амфибии - по разбитой дороге. «Настоятельно рекомендуется эту воду не пить», - предупреждает Баир Цыренов, генеральный директор Холоднинского месторождения, намекая на содержащиеся в воде и заражающие ее свинец и цинк. Чуть ниже в речку Холодную вливается струйка ржавого цвета. Сама речка, в свою очередь, через 70 километров впадает в сибирское озеро с водой цвета бирюзы.
Запасы свинца и цинка
Тридцать лет назад здесь, посреди дикой природы, возник поселок под названием Перевал с населением в 350 жителей, школой, больницей и спортзалом. Геологи бурили недра, получая более высокую, чем в Москве, зарплату, пока этот недолго просуществовавший горнодобывающий комбинат не погиб в руинах перестройки.
В 2005 году Михаил Слипенчук, бывший географ, теперь занимающийся финансовыми инвестициями, приобрел это месторождение на аукционе за 33 миллиона рублей (840 000 евро). Этот бонвиван руководит московской инвестиционной финансовой компанией «Метрополь». По велению сердца он также купил небольшой роскошный отель Vignette Haute в Орибо-сюр-Сиань (французский департамент Приморские Альпы), в котором останавливаются Мадонна и Михаэль Шумахер. Сегодня он видит себя горнопромышленником.
Холоднинское содержит 30% и 15% российских запасов цинка и свинца соответственно. Для начала первых работ по бурению ждут только сигнала из Кремля. Но под давлением ЮНЕСКО, которая внесла озеро в список Всемирного наследия, правительство медлит. «Разработка Холоднинского имела бы серьезные последствия для окружающей среды и озера Байкал», - беспокоится организация.
Самое глубокое озеро планеты, в которое впадает 300 рек и в котором обитает 1 900 эндемичных видов животных и растений, содержит 20% мировых запасов пресной воды. «Если «Метрополь» начнет разрабатывать месторождение, объем воды, загрязненной свинцом и цинком, вырастет в тысячу раз, и эта жемчужина природы окажется под угрозой», - утверждает Сергей Шапхаев, один из главных защитников экологии в Бурятии.
Только разработка этого месторождения устранит угрозу загрязнения Байкала, считает, со своей стороны, «Метрополь». В рамках этого проекта предусмотрено строительство конвейера, позволяющего перерабатывать извлеченную руду вне охраняемой территории. «Эти экологи без экологического образования не знают, что на самом деле действительно вредоносные факторы для озера - это «дикий» туризм, увеличение объемов пластиковых отходов, канализационные сбросы из соседних деревень и неконтролируемая вырубка леса», - возмущается Михаил Слипенчук, который считает себя предпринимателем на службе общества и обещает создать минимум 1 300 рабочих мест.
Путин на подводной лодке
В Улан-Удэ, столице маленькой бедной республики Бурятия, единственное богатство которой содержится в ее недрах, этого предпринимателя встречают с распростертыми объятиями. Кроме раздачи обещаний рабочих мест на разработке месторождения, «Метрополь» начинает строительство роскошных гостиниц на берегу озера, где по-прежнему ощущается нехватка туристических предложений. Компания построила буддийский храм в Озерном (к северо-востоку от Улан-Удэ), который приводит в восторг многочисленных местных верующих, а также православную церковь в Нижнеангарске. Она даже наняла на работу оленеводов, расположившихся лагерем недалеко от Холоднинского, покупая собранные ими дикие ягоды и грибы. «Байкал не нуждается в признании ЮНЕСКО, он самодостаточен», - подчеркивает министр природных ресурсов Бурятии Баир Ангаев.
Олигарх и мультимиллиардер Олег Дерипаска, приведя похожие экономические аргументы, уже получил от Владимира Путина разрешение возобновить работу целлюлозно-бумажного комбината, очень сильно загрязняющего окружающую среду, на западном берегу озера, что вызвало возмущение экологов и части населения.
Михаил Слипенчук, обладатель состояния, оцениваемого всего в 380 миллионов евро, не имеющий «политической родословной», не входит в одну категорию с мировым алюминиевым королем. Но в России влияние можно приобрести быстро. Параллельно с лоббированием, осуществляемым «Метрополем» с целью смягчения законов, относящихся к добыче полезных ископаемых Байкала, предприятие финансирует экологическую экспедицию по исследованию глубин озера под руководством экспертов Академии наук. Недавно Путин даже побывал на борту подводной лодки...
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|