 |
|
Мы в СМИ
23.06.2004
Газета.Ru «Транснефть» повышает тарифы
Дмитрий Коптев
Тарифы на транспортировку нефти через принадлежащую государству систему российских магистральных нефтепроводов будут повышены, сообщил во вторник глава компании «Транснефть» Семен Вайншток. В правительстве, похоже, об этом ничего не знают. «Транснефть» планирует обратиться в соответствующие ведомства по вопросу повышения тарифов, как только в этом появится необходимость», – заявил во вторник Семен Вайншток. Необходимость повышения тарифов глава «Транснефти» мотивировал, в первую очередь, ростом энерготарифов. Прояснить позицию государственных органов по поводу возможного роста тарифов «Газете.Ru» не удалось. Из пресс-службы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) нас переадресовали в Федеральную службу по тарифам (ФСТ), объяснив, что обсуждаемый вопрос находится в ее ведении. А в ФСТ обсуждать высказывания Вайнштока отказались, заявив, что до утверждения положения об их деятельности никаких комментариев прессе не дают. Складывается впечатление, что пока вопрос о стоимости прокачки российской нефти не является первоочередным для госорганов. Между тем, как показывает практика, тарифы на услуги «Транснефти» пересматриваются каждый год примерно в это время. Как только положение о соответствующей службе будет утверждено, встанет и вопрос повышения тарифов. Мотивировать свои пожелания «Транснефть», похоже, намерена не только подорожанием электроэнергии, но и ростом затрат компании на развитие сети магистральных нефтепроводов. Семен Вайншток во вторник сообщил об очередном повышении стоимости проекта нефтепровода «Тайшет-Находка», входящего в систему «Восточная Сибирь – Тихий Океан». По его словам, она скорее всего превысит $13 млрд. В марте представители компании говорили об 11 млрд. Еще раньше, когда обсуждался предшественник «Тайшет – Находки» – забракованный позднее проект «Ангарск – Находка», речь шла о сумме $5,2 млрд. Даже с учетом удлинения маршрута и роста цен на трубы и металлоизделия такой рост выглядит необоснованным. На примере этого нефтепровода Семен Вайншток заодно показал, насколько его компания хотела бы увеличить тарифы. Поскольку собственных средств у «Транснефти» для осуществления столь масштабного проекта не хватит, придется привлекать кредиты. Благо, больших проблем не предвидится – Япония, больше других заинтересованная в появлении нового маршрута транспортировки российской нефти поближе к своим границам, обещала выделить под строительство трубы столько кредитных средств, сколько нужно. Но кредиты нужно возвращать. На период возврата, по словам Семена Вайнштока, «максимальный тариф на транспортировку нефти по трубопроводу в период выплат по кредитам составит до $47, после этого он снизится до $25–27». Столько будет стоить доставка тонны нефти от начальной до конечной точки трубы. При действующих тарифах и длине трубы 4130 км максимальная сумма составила бы чуть больше 8 долларов. При этом тарифы повысят сейчас, а труба, по мнению аналитика ИК «Метрополь» Евгения Сацкова, появится скорее всего в следующем десятилетии. На сегодняшний день экономическая необходимость строительства нефтепровода неочевидна. Месторождения, с которых нефть должна пойти по маршруту «Тайшет – Находка», плохо разведаны и еще хуже освоены, напоминает эксперт. Кстати, еще в прошлом году сам Вайншток признавал, что требуемых для заполнения трубы 50 млн т в год пока нет. Нет их и сейчас. Правда, признает Евгений Сацков, в деле есть и политический момент: труба на Дальний Восток имеет стратегическое значение для развития региона и закрепления России на самом перспективном и быстро растущем рынке – тихоокеанском. Если будет принято политическое решение, строительство может начаться. Но разумнее отложить его до того момента, как надобность в системе действительно появится. Евгений Сацков считает, что правительство как раз сейчас и пытается понять, как будет развиваться трубопроводная сети России. В этой связи слова Вайнштока следует воспринимать, как пробный шар, направленный на выявление реакции заинтересованных лиц. Впрочем, не исключена и другая версия происходящего: заявления главы «Транснефти» о заоблачной стоимости требующихся стране нефтепроводов – просто дымовая завеса, под прикрытием которой принадлежащая государству компания намерена получить свой кусок от сверхвысоких цен на нефть.
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|