 |
|
Мы в СМИ
03.12.2010
«Коммерсант-Украина» (Киев):PepsiCo попала на молоко
Компания купила 66% «Вимм-Билль-Данн»
Американская PepsiCo покупает 66% ОАО «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) за $3,8 млрд, устанавливая рекорд по цене и быстротечности переговоров, продлившихся всего шесть недель. Сделка позволит PepsiCo, почти не связанной с молоком, войти в тройку лидеров на российском и украинском молочном рынке и занять первое место на соковом.
Как рассказала член правления ОАО «Вимм-Билль-Данн. Продукты питания» Марина Каган, PepsiCo обратилась с предложением о покупке компании всего за шесть недель до объявления о сделке. «Для PepsiCo это рекордный срок»,– отметила она. Финансовыми консультантами в сделке со стороны PepsiCo выступали Centerview Partners и Morgan Stanley, со стороны ВБД – J.P. Morgan.
По условиям соглашения, PepsiCo приобретет 66% акций у восьми крупных акционеров ВБД и двух дочерних компаний. «Исходя из суммы сделки около $3,8 млрд акционерная стоимость ВБД оценена в $5,4 млрд»,– сообщается в совместном пресс-релизе компаний. Акционеры получат $33 за ADR, что эквивалентно $132 за обычную акцию и означает примерно 30-процентную премию к рынку. Основной акционер ВБД Гавриил Юшваев в результате сделки получит $1,13 млрд (владеет 19,61%), Давид Якобашвили – $604,5 млн (10,5%), Михаил Дубинин – $273,2 млн (4,71%), Сергей Пластинин – $222,7 млн (3,84%) и Александр Орлов – $158,3 млн (2,73%). Финансировать сделку PepsiCo будет как из собственных средств, так и с помощью краткосрочного кредита.
Сейчас у PepsiCo девять действующих заводов в России. В Украине компания владеет крупнейшим производителем соков «Сандора» (ТМ «Сандора», «Дар», «Садочок»), продает продукцию под ТМ Lipton Ice Tea, Pepsi, 7UP, Adrenaline Rush и другие.
ВБД основан в 1992 году. Владеет 38 заводами в России, Украине и в Центральной Азии. Выручка компании за 12 месяцев с июня 2009 года по июнь 2010-го составила $2,4 млрд.
Опрошенные Ъ аналитики единодушны – PepsiCo покупает ВБД с большой премией. «Они платят по мультипликатору 15,8 EV/EBITDA 2010 года, тогда как компания в последнее время торговалась на NYSE по 14,6»,– отмечает старший аналитик «Ренессанс Капитала» Наталья Загвоздина. «Купить компанию за 12 EBITDA 2010 года – это практически рекорд для производителя продуктов питания»,– считает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Для акционеров ВБД, по его мнению, время продажи компании выбрано «феноменально хорошо» – ее капитализация сейчас на пике.
«Основной фактор, почему PepsiCo решила приобрести ВБД по столь высокой цене,– получение практически недосягаемого лидерства на рынке соков СНГ»,– считает Татьяна Бобровская из «Метрополя». В России PepsiCo, владеющая компанией «Лебедянский», занимает первое место на рынке соков с долей рынка 29% (данные Canadean за III квартал 2010 года). В Украине доля компании еще выше – 46%
На молочном рынке в СНГ PepsiCo прежде не присутствовала. «Молочный бизнес ВБД прибыльный и растущий, тогда как долю на рынке газированных напитков и соков PepsiCo вряд ли сможет нарастить»,– объясняет действия американского гиганта госпожа Загвоздина. В частности, в Украине ВБД занимает второе место после компании «Юнимилк» с долей 6,5% в натуральном выражении. В интервью радио «Коммерсантъ-FM» Давид Якобашвили заявил, что на основе ВБД PepsiCo может создать крупнейший в мире молочный бизнес. В результате покупки ВБД PepsiCo рассчитывает увеличить выручку от реализации «питательных и функциональных продуктов с $10 до $13 млрд». Среднегодовая синергия к третьему году после сделки, по оценке компании, составит более $100 млн.
На NYSE котировки ВБД вчера выросли на 21.22 по киевскому времени на 27,6%, до $31,24.
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|