 |
|
Мы в СМИ
22.03.2005
Ежедневная деловая газета «Ведомости» Не справилсяВБД продолжает огорчать аналитиков и акционеров Антон Сарайкин
Надежды аналитиков на то, что крупнейшая российская продовольственная компания «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) сумеет справиться с падением рентабельности, не оправдались. ВБД выпускает все больше продукции, но зарабатывает на каждом пакете сока и молока все меньше.
«Вимм-Билль-Данн – Продукты питания» выпускает молоко, соки и минеральную воду. На 30 сентября 2004 г. крупнейшими акционерами ВБД были Гавриил Юшваев (16,57%), председатель правления компании Сергей Пластинин (10,72%), председатель совета директоров Давид Якобашвили (7,76%), Михаил Дубинин (6,02%), Groupe Danone, доля которой на 22 декабря 2004 г. составляла 8,32%. Около 30% акций обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже в виде ADR.
Вчера «Вимм-Билль-Данн» обнародовал финансовые результаты работы за 2004 г. по стандартам US GAAP. Выручка компании в ушедшем году впервые в ее истории перевалила за $1 млрд (достигла $1,189 млрд), увеличившись на 26,7% по сравнению с 2003 г. Чистая прибыль выросла на 8,5% до $23 млн, а показатель EBITDA — на 21,3% до $96,9 млн. Но рентабельность бизнеса ВБД продолжает снижаться: EBITDA в процентах от выручки в 2004 г. составила 8,1%, тогда как в 2003 г. — 8,5%. Аналитик «Тройки Диалог» Виктория Гранкина считает, что рост чистой прибыли компании во многом объясняется укреплением рубля. «Мы ожидали, что EBITDA будет выше», — говорит она. По ее словам, продажи соков ВБД росли в два раза медленнее рынка. Аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова называет данные о продажах холдинга позитивными, а его рентабельность — «очень невысокой». «Обычно EBITDA у производителей молочной продукции в других развивающихся странах составляет 15-21%, у производителей соков — 18-20%, что намного выше, чем у ВБД», — говорит Мильчакова. Аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексей Кривошапко отмечает диспропорцию в динамике продаж разных видов продукции ВБД. «Продажи [соков] в натуральном объеме упали на 4%», — указывает он. Низкую рентабельность молочного направления ВБД аналитик объясняет тем, что цены на сырое молоко растут быстрее отпускных цен на продукцию компании. «В прошлом году сырое молоко в рублях выросло на 17%, а отпускные цены ВБД увеличились где-то на 12,5%», — говорит Кривошапко.
А Наталья Мильчакова из «Метрополя» напоминает, что, несмотря на стремление компании сосредоточиться на выпуске молочных продуктов с высокой добавленной стоимостью, пока больше 50% в структуре продаж ВБД приходится на молоко. По ее мнению, причины низкой рентабельности объясняются также большими расходами на персонал и увеличением налогового бремени. В ВБД обещают исправить ситуацию. «Мы продолжаем работать над улучшением прибыльности и осуществлением процедур и механизмов контроля затрат», — цитирует пресс-служба слова предправления холдинга Сергея Пластинина. Глава холдинга напоминает, что в прошлом году компания начала структурную реформу, упразднив Центральную региональную дирекцию молочного направления, а также присоединила подразделение по продаже минеральной воды к соковому. «ВБД планирует сэкономить за счет этих мер до $1,5 млн, но что это значит по сравнению с $93 млн генеральных и административных расходов?» — удивляется Гранкина из «Тройки Диалог». Эксперты осторожно оценивают ближайшее будущее ВБД. «Чтобы исправить ситуацию, им надо действовать более агрессивно», — считает аналитик Альфа-банка Александр Свинов. Он указывает, что ВБД давно обещает сократить издержки, но пока особого эффекта от этого не видно. Мильчакова прогнозирует, что норма EBITDA все еще будет оставаться низкой (7-10%) до 2008 г., но это может компенсироваться высокими темпами роста EBITDA в 2004-2010 гг., которые «Метрополь» оценивает в среднем в 12%. В последние недели акции ВБД в Нью-Йорке медленно росли, но вчера на 21.00 МСК упали на 2,92% до $17,26. По мнению Свинова, рост бумаг ВБД во многом связан с «позитивным фоном» от удачного IPO его конкурента — сокового производителя «Лебедянский». «Сегодня потенциала для дальнейшего роста акций у ВБД нет», — считает Свинов. «Несколько обнадеживает динамика административных и коммерческих расходов компании в процентах от общего объема продаж, снизившаяся соответственно до 7,8% и 14,6% против 8,1% и 15% годом ранее. Это говорит о том, что компания прилагает определенные усилия по контролю за издержками», — говорит аналитик ФК «УралСиб» Марат Ибрагимов.
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|