 |
|
Мы в СМИ
11.02.2010
РосБизнесКонсалтинг: Второе пришествие Fiat в Россию
Российская автомобильная компания SOLLERS и итальянский концерн Fiat сегодня подписали соглашение о создании совместного предприятия по выпуску автомобилей общей мощностью до 500 тыс. штук в год. До этого готовящийся альянс между российским и иностранным автопроизводителями несколько раз анонсировался представителями Министерства промышленности и торговли, однако до вчерашнего вечера оставалось только гадать о действующих лицах. Накануне же стало известно, что в роли иностранного партнера выступит Fiat, который решил повторить свой подвиг 40-летней давности и вновь поучаствовать в масштабном автопроекте в Поволжье. Планируемые мощности нового предприятия в Набережных Челнах впечатляют - сейчас даже волжский автогигант АВТОВАЗ, созданный на технологиях того же Fiat, но теперь переориентировавшийся на французскую Renault, не может похвастаться такими объемами. По подсчетам экспертов, через 5-6 лет заявленные 500 тыс. автомобилей будут соответствовать 20-процентной доле на российском авторынке. Как раз к 2016г. СП SOLLERS и Fiat и рассчитывает выйти на такой уровень производства. Профильные эксперты считают эти планы реалистичными. Так, аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков говорит, что «реально такой объем можно будет реализовать лет через 5-6». «По объемам SOLLERS-Fiat претендует занять второе после АВТОВАЗа место в сегменте легковых автомобилей с объемом 500 тыс. На мой взгляд, речь может идти только о долгосрочных планах, лет так через 5», - соглашается с коллегой аналитик ИК «Велес Капитал» Марина Иркли. Но вместе с тем она предупреждает, что «конкуренция на рынке легковых автомобилей в РФ очень высока, и претендовать на серьезную долю будет достаточно сложно, и это может негативно отразиться на рентабельности компании». На новом заводе планируется производить 9 новых моделей автомобилей, наиболее востребованных в России классов (C, D, внедорожники, кроссоверы), из которых до 6 моделей - на базе новой глобальной платформы Fiat-Chrysler. Также планируется разработка новой модели С-класса. Компании уже озвучили, какая сумма им необходима для реализации этого действительно амбициозного проекта в российском автопроме, - 2,4 млрд евро. Из этой суммы 2,1 млрд евро планируется получить в качестве льготных кредитов, а 300 млн евро будет внесено участниками СП на паритетных началах. В частности, Fiat планирует передать права интеллектуальной собственности на сумму 150 млн евро и новую глобальную платформу compact wide. SOLLERS передаст в СП производственные мощности на те же 150 млн евро. Кроме того, партнеры могут привлечь в совместное предприятие финансирующий банк с миноритарной долей участия. Премьер-министр РФ Владимир Путин, в присутствии которого подписывалось соглашение, уже заявил, что правительство готово оказать поддержку новому автопроекту. В частности, будет проработан вопрос о возможности предоставления долгосрочного кредита проекту SOLLERS и Fiat на сумму 2,1 млрд евро, отметил премьер-министр. Речь идет о кредите на срок до 15 лет. При этом В.Путин подчеркнул, что правительство исходит из того, что при реализации проекта в его работе будет задействован ряд регионов, где есть соответствующая производственная компетенция, в том числе автокомпонентный кластер Тольятти. Без поддержки государства SOLLERS не справится со своей частью обязательств, считают аналитики. В частности, М.Иркли говорит, что «SOLLERS необходимо будет привлекать дополнительное финансирование для реализации этого проекта, так как долговая нагрузка компании и так находится на высоком уровне». По экспертным оценкам, отношение долг/EBITDA для автокомпании в 2009г. составило 10. Впрочем, это лучше, чем у других автопроизводителей. Вместе с тем эксперты считают, что пока рано называть «глобальным альянсом» создание данного совместного предприятия. Так, аналитик «Метрополя» говорит: «Это будет глобальный альянс в том случае, если уровень локализации действительно окажется не менее 50%, а объем продаж все-таки достигнет 500 тыс. автомобилей в год. Пока такого результата нет, а значит, говорить о глобальном альянсе слишком преждевременно». Говоря о том, почему SOLLERS сумел договориться именно с Fiat, аналитик указал на то, что у Fiat в России довольно низкая доля рынка - всего 1,2%. Также, по его мнению, созданию СП способствовали традиционно хорошие политические и деловые отношения между Россией и Италией. В свою очередь М.Иркли отмечает, что с итальянской компанией SOLLERS работает уже много лет, поэтому выбор именно этого партнера для СП вполне логичен. «У компаний сложились стабильные долгосрочные отношения», - подчеркивает эксперт. SOLLERS управляет компаниями ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ОАО «Заволжский моторный завод» и ОАО «Соллерс - Набережные Челны». Кроме того, в конце года начало работу сборочное предприятие во Владивостоке. SOLLERS производит и продает автомобили под марками УАЗ, Fiat, Isuzu и SsangYong. Объем продаж компании за 2009г. сократился на 34% - до 61 тыс. 866 автомобилей. Итальянский автоконцерн Fiat Group со штаб-квартирой в Турине выпускает автомобили под марками Fiat, Lancia и Alfa Romeo, а также грузовики Iveco, тракторы и комбайны под брендом CNH. В июне 2009г. Fiat приобрел 20-процентную долю в американской компании Chrysler Group LLC, которая в ходе кризиса попала в очень сложное финансовое положение. Автопроизводители создают новую глобальную платформу Fiat-Chrysler, на основе которой, в частности, планируется выпускать автомобили на российском СП в Набережных Челнах. Чистые убытки Fiat по итогам 2009г. составили 848 млн евро, тогда как за годом ранее компания получила чистую прибыль в размере 1,72 млрд евро. Выручка автопроизводителя по итогам года уменьшилась на 15,9% и составила 50,1 млрд евро.
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|