 |
|
Мы в СМИ
20.07.2012
Рынок Ценных Бумаг: Есть ли бизнес на рынке ценных бумаг?
1. Как оценить стоимость брокерского бизнеса? Из чего складывается его суммарная оценка и каков вес каждой составляющей: клиентов, команды, бренда? Какие еще активы учитываются и каким образом?
2. Какие тенденции по покупкам/продажам бизнесов, на Ваш взгляд, будут складываться в данном сегменте в ближайшее время в России? Какие факторы могут способствовать данным тенденциям?
Наталья Анненская заместитель директора по корпоративному управлению ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ», доцент кафедры «Финансовые рынки и финансовый инжиниринг» Финансового университета при Правительстве РФ
1. Стоимость брокерского бизнеса весьма волатильна, так как его основу составляют две команды: менеджеры компании (сейлзы в качестве нападающих и остальные фигуры на поле) и клиенты, которых приведут сейлзы. При этом оба «состава» очень подвижны и чувствительны к изменениям операционной среды — как внутренней, так и внешней. Материальные активы в брокерском бизнесе занимают незначительную долю (требования к капиталу брокерских компаний ниже, чем к капиталу банков). Оборудование для брокерской компании — столы, стулья, компьютеры, телефонные аппараты и оргтехника. При такой бизнес-модели основные затраты — это арендная плата (или собственное помещение), оплата труда сотрудников. Большое значение имеет бренд. Но под знамена бренда легче (сиречь дешевле) собрать команду. Из дополнительных факторов я бы отметила стоимость капитала, который использует брокерская компания. Работать без собственного капитала практически невозможно. Собственные позиции (при серьезном позиционировании на рынке в качестве полносервисного конкурентоспособного брокера) необходимы. Их величина зависит от масштаба бизнеса. А вот какой капитал использует брокер — вопрос. Зная спекулятивный характер нашего брокерского бизнеса, с большой долей уверенности предполагаю, что не весь используемый капитал — собственный, есть и привлеченный. Его цена зависит от многих факторов и тоже весьма чувствительна. Еще один важный момент — членство в профессиональных организациях, биржах и т. д. Это стоит денег, но в России «входной билет» не столь дорог. Резюме: покупая брокерский бизнес, вы не можете быть уверенны, что купили именно то, что оценивали, — люди склонны менять и место работы, и брокера, и даже prime-broker. Я бы сказала, что проблема не в том, чтобы купить брокерский бизнес, а в его удержании на достигнутом уровне.
2. Тенденция «брокерский бизнес-соло» — это из области фантастики. Наиболее вероятна консолидация с универсальными финансовыми институтами (банками и финансовыми группами), при этом возможны варианты с потерей самостоятельности и юрлица («Тройка Диалог» и Сбербанк) или с его сохранением, но вхождением в группу. Также можно ожидать альтернативы, правда, пока мало освоенной, — переформатирование разнородных бизнесов в фонд прямых инвестиций и функционирование уже в составе одного из бизнесов фонда. Но тенденция одна — консолидация с тем, у кого есть более широкая клиентская база, каналы сбыта и более дешевые ресурсы. Факторы, способствующие этому, известны: потеря клиентами «аппетита» к риску, распространение инструментов прямого доступа, изменение операционной среды, прежде всего на глобальных рынках.
http://www.rcb.ru/rcb/2012-06/149488/
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|