 |
|
Мы в СМИ
19.03.2010
RosInvest.Com: «ВымпелКом» обставил «МегаФон»
Компания «ВымпелКом» по итогам 2009 г. получила выручку в размере $2,3 млрд или 235,4 млрд руб. Отчитавшийся неделю назад «МегаФон», который изначально претендовал на первенство по годовой выручке среди операторов «большой тройки», уступил «ВымпелКому», выручив в 2009 г. 181,9 млрд руб.
Вчера «ВымпелКом» отчитался за IV квартал и весь 2009 г. по US GAAP в иностранной валюте. С января 2009 г. финансовую отчетность оператор предоставлял в российских рублях, после того как по итогам IV квартала 2008 г. впервые за несколько лет получил убыток из-за курсовых разниц и переоценки активов в размере $816 млн (см. новость ComNews от 14 мая 2009 г.). Планы акционеров компании (Altimo и Telenor) по объединению их активов в новой VimpelCom Ltd. вновь вернули «ВымпелКом» к американскому доллару при составлении финансовой отчетности.
Чистая прибыль «ВымпелКома» по итогам 2009 г. составила $1,122 млрд, на 114% больше, чем год назад. Чистая операционная выручка - $8,7 млрд, показатель OIBDA - $4,3 млрд, что на 14% и 12% ниже, чем в 2008 г. В рублевом выражении выручка составила 275,2 млрд руб. и OIBDA - 135,2 млрд руб., что на 10% и 12% выше, чем в предыдущий отчетный период. «Нам удалось увеличить нашу консолидированную маржу OIBDA по мобильному и фиксированному бизнесу до среднегодового значения более 49%», - отмечает главный управляющий директор ОАО «ВымпелКом» Борис Немшич. Консолидированная годовая выручка от российских операций в рублевом выражении выросла на 10% по сравнению с 2008 г., до 235,4 млрд руб. В 2010 г. оператор намерен увеличить капитальные затраты от уровня 2009 г. ($814,1 млн) и инвестировать около 15-20% от выручки.
«Компания смогла снизить долговую нагрузку с коэффициентом чистый долг/OIBDA на уровне 1,38 против 1,55 в 2008 г.», - отмечает аналитик ИФК «Метрополь» Сергей Либин. По итогам года чистый долг «ВымпелКома» составил $5,9 млрд. «В течение IV квартала 2009 г. мы выплатили задолженности на сумму $742 млн, включая выкуп еврооблигаций на сумму $315 млн, который мы завершили в октябре 2009 г. Размер чистого долга снизился в 2009 г. на $1,6 млрд», - говорит Борис Немшич. По мнению Сергея Либина, ожидаемое слияние «ВымпелКома» с украинским сотовым оператором «Киевстар GSM» также приведет к уменьшению долговой нагрузки.
«МегаФону» не удалось стать лидером среди операторов большой тройки по итогам 2009 финансового отчетного года», - отмечает аналитик ComNews Research Марина Коробкова. «МегаФон» отчитался неделей раньше. Его генеральный директор Сергей Солдатенков сказал тогда, что компания претендует на первенство по выручке в 2009 г. среди операторов «большой тройки» (см. новость ComNews от 11 марта 2010 г.).
«По итогам 2009 г. выручка «ВымпелКома» от услуг мобильной связи в России составила 195,82 млрд руб., что на 7% превышает аналогичный показатель предыдущего года. OIBDA этого сегмента достиг отметки 101,3 млрд руб. и вырос на 5,7%. Повысилась и рентабельность этого показателя - с 48,8% до 49,3% в 2008 г. и 2009 г. соответственно, - говорит Марина Коробкова. - В то время как у «МегаФона» рентабельность OIBDA в реальных показателях практически не изменилась, а в относительных уменьшилась c 50,7% до 48,5%. По всем этим показателям «ВымпелКом» опережает «МегаФон». Согласно оценке ComNews Research, выручка третьего игрока сотовой «большой тройки» - ОАО «Мобильные ТелеСистемы» от оказания услуг в России по итогам 2009 г. будет на уровне 205-208 млрд руб. «МегаФон» завоюет почетную бронзовую медаль в этой гонке», - отмечает Марина Коробкова.
«ВымпелКом» сохранил рентабельность OIBDA по сотовой связи выше 50%, а в фиксированном сегменте даже улучшил рентабельность - с 27,4% в 2008 г. до 30,8% в 2009 г. Стоит отметить также снижение ARPU в России всего на 7% в рублях по сравнению с почти 13%-ным снижением у «МегаФона». На наш взгляд, это обусловлено структурой абонентской базы - у «ВымпелКома» гораздо меньше корпоративных клиентов, которые пострадали во время кризиса», - продолжает Сергей Либин из «Метрополя». «Операторы смогли сравняться только по числу активных абонентов в России. Так, на конец года у «МегаФона» их насчитывалось 50,7 млн, а у «ВымпелКома» - 50,9 млн. При этом «МегаФон» показал стремительный рост в наращивании абонентской базы - 16,3%, против 6,7% «ВымпелКома», что отчасти и повлияло на размывание показателей OIBDA первого», - дополняет Марина Коробкова.
Всего услугами мобильной связи от «ВымпелКома» в 2009 г. воспользовались 3,6 млн новых активных абонентов. Общая абонентская база - 64,6 млн человек. По странам СНГ, с учетом Грузии, лидерство в количестве пользователей мобильной связи от «Билайна» у казахстанского актива (»Кар-Тел" - 6,135 млн абонентов), затем идут Узбекистан (Unitel - 3,515 млн), Украина (УРС - 2,005 млн). Армения (»Арментел") и Таджикистан (»Таком") набрали 545 тыс. и 399 тыс. мобильных абонентов соответственно.
Услугами широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в 2009 г. воспользовались 2,3 млн пользователей, что на 85% больше, чем в предыдущий год. В IV квартале 2009 г. общее количество ШПД-пользователей в России (включая FTTB и мобильный ШПД) превысило 2,1 млн человек, что на 78,6% больше, чем год назад и на 15,2% больше, чем в предыдущем квартале 2009 г. Выручка от услуг ШПД увеличилась на 151% по сравнению с 2008 г. По другим странам СНГ число ШПД-абонентов выросло почти в 4 раза по сравнению с 2008 г. «ВымпелКом» объясняет это активным развитием ШПД-проектов в Казахстане, Узбекистане, Армении и на Украине. Больше всего услугами ШПД от «Билайна» в прошлом году заинтересовались украинские пользователи (от местного «Голден Телеком», входит в «ВымпелКом») - абонентская база составила 109,3 тыс. клиентов интернет-услуг. Также ШПД-услуги предоставляют «дочки» «ВымпелКома» в Армении, Узбекистане и Казахстане. Последняя (»Кар-Тел") показала самый маленький результат по количеству ШПД-абонентов на конец 2009 г. - 1,3 тыс.пользователей.
«Мы взяли обязательства перед нашими акционерам сфокусироваться на рациональном использовании денежной наличности, улучшить показатели ликвидности, контролировать затраты и интегрировать вновь приобретенный фиксированный бизнес при сохранении ведущих позиций на рынке. Мы выполнили эти обязательства, что подтверждают годовые результаты», - комментирует финансовую отчетность Борис Немшич. Директор по развитию бизнеса компании Frost & Sullivan Татьяна Толмачева указывает на слабые финансовые результаты 2009 г. и отмечает, что процессы реструктуризации и интеграции фиксированного и мобильного бизнесов оттянули внимание и силы менеджмента компании от решения «рыночных» задач.
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|