 |
|
Мы в СМИ
03.10.2006
САМАРСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ: Кипрский транзит
ОАО «АвтоВАЗ» реформирует свой экспорт. На прошлой неделе стала известна новая концепция продаж автомобилей Lada в Европе. Теперь поставки будут осуществляться через кипрскую дочернюю компанию автозавода Lada International limited (LIL), председателем совета директоров которой является Владимир Артяков. По мнению аналитиков, новая схема позволит ВАЗу оптимизировать налогообложение. До прихода «Рособоронэкспорта» на тольяттинский автозавод экспорт выпускаемых ВАЗом автомобилей курировала внешнеторговая фирма «АвтоЛада», фактически одно из структурных подразделений предприятия. Именно через нее происходило распределение автомобилей и квот по представительствам завода в Европе. Приход менеджеров «Рособоронэкспорта» практически парализовал продажу автомобилей за рубежом. Как рассказывал источник на автозаводе, «в первом квартале 2006 года ситуация была катастрофической. Машин на экспорт не отгружали, и дилеры ВАЗа за рубежом долгое время их не получали». По мнению одного из менеджеров ВАЗа, подобный «провис» поставок объяснялся тем, что новая команда топ-менеджеров должна была изменить принципы работы по экспорту, но времени на это не хватало. Весной также рассматривался вопрос о ликвидации «Авто-Лады». В любом случае на сегодня внешнеторговая фирма утратила свою актуальность, но, возможно, сохранит какие-то функции, не имеющие стратегического значения. Сегодня принцип распределения квот автомобилей для Европы весьма неопределенный. По словам одного из тольяттинских дилеров, «Даже Алексей Борисоглебский (экс-директор по организации поставок автомобилей, запасных частей и техническому обслуживанию. - Прим. ред.) не знал, куда именно уходят автомобили. Для тольяттинцев многие вопросы по сбыту остаются непрозрачными. За постоянным урезанием квот и увеличением выпуска автомобилей не видится подкрепленных каким-то анализом ситуации решений». Ситуация должна проясниться после 5 октября, когда фактически начнет свою работу «Автомобильная торговая компания». «Пока есть весьма размытые стратегические наработки. Как все это будет работать, покажет только практика», - сообщил один из менеджеров ВАЗа. По информации «СО», разработана и одобрена новая концепция экспорта автомобилей Lada в Европу. Вазовская «дочка» Lada International limited (LIL), базирующаяся на Кипре, фактически станет торговым домом для продажи автомобилей в Европе. Как прокомментировал источник «СО», «не стоит ожидать, что теперь все автомобили будут вывозиться на Кипр, а уже оттуда распределяться. Речь идет о простой схеме: LFL выкупает автомобили у АТК и продает европейским дилерам, которым и будут поставляться машины из Тольятти. Для нормального функционирования нового торгового дома надо будет увеличить количество клерков, что, учитывая размеры кипрского офиса, совсем не критично». Количество автомобилей, которые продаются в Европе, не столь велико - около 10 тысяч в год. Косвенным подтверждением возможности создания на базе LIL торгового дома служит и резкое изменение состава совета директоров компании. В первом квартале в него входили Владимир Кучай, Николай Кузнецов, Иван Кузнецов и генеральный директор компании Вячеслав Быков. К настоящему моменту из него выбыли Владимир Кучай и Иван Кузнецов, вместо них в совет вошли Владимир Артяков, Александр Пронин и Эдуард Зернин - три человека, во многом определяющие стратегию автозавода «Кипр долгое время был излюбленным местом отдыха менеджеров ВАза. Собственно этоо и было одной из причин создания LIL. На советы директоров на Кипр ездили многие», - рассказывает один из менеджеров автозавода По мнению аналитика ИФК «Метрополь» Александра Жукова, стремление ВАЗа наладить экспорт через кипрскую оффшорную компанию можно считать оптимизацией налогообложения. Жуков полагает, что для того, чтобы не платить налоги с «дочек», потоки переводятся в том числе на кипрскую компанию. «Операционная деятельность, скорее всего, мало изменится, а государство само себя обманывать не будет», - говорит Александр Жуков. По мнению аналитика, могут измениться отчисления по налогу на прибыль материнской компании – ВАЗа. С Александром Жуковым согласна его коллега из ИГ «Атон» Татьяна Капустина «Когда я слышу слово «Кипр», на ум приходит другое слово - «оффшор». Я думаю, что ВАЗ занимается налоговой оптимизацией. Худшим сценарием развития экспорта автозавода в данной ситуации будет, если на кипрскую «дочку» ВАЗа переведется часть прибыли. Лучшим сценарием станет обычная налоговая оптимизация, которая уменьшит ставку налога на прибыль», - считает Капустина.
Попали в точку
Если брать за основу версию аналитиков, то Кипр - идеальное место для расположения торгового дома. В Европе у ВАЗа не так много «дочек». Помимо LIL у него есть еще несколько дочерних структур, ни одна из которых не располагается в столь же удачной с точки зрения налогообложения стране, как Кипр. 100% «дочка» CS AutoLada SpoL располагается в Чехии, Delta Motor Group Оу (69%) - в Финляндии, Lada Hellas SA и Lada Parts Hellas SA (no 50%) - в Греции. Эти компании также занимаются продажами автомобилей. Существует еще Lada Holding SA (99,99 %), базирующаяся в Люксембурге, но она решает иные задачи. Это обычная компания, работающая на финансовом рынке. Наконец, еще один очевидный плюс Т.П.; у компании много своих дочерних структур в разных европейских странах: Lada France S А и SCI CF во Франции, КС Invest Spol S.R.O в Чехии, Automoviles Rusos в Испании, Hungaro Lada Export в Венгрии, Lada Commercio De Automoviles S А в Португалии, FerroVAZ в Германии. Большинство из них занимается сбытом автомобилей.
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|