Мы в СМИ
18.08.2009
ГАЗЕТА: Автопрому столько не нужно
Минпромторг перераспределяет меры поддержки автомобилестроителей
Андрей Бирюков
Правительственные чиновники пришли к выводу, что с мерами поддержки автопрома они несколько переборщили. Минпромторг обнародовал вчера ряд предложений по перераспределению бюджетных средств, запланированных на поддержку отечественных автопроизводителей на 2009 год. С 2 млрд до 1 млрд рублей могут быть сокращены средства, выделяемые банкам в рамках льготного автокредитования физлиц. С 2,5 млрд до 1 млрд рублей предлагается сократить объем средств на субсидирование процентных ставок по кредитам, взятым автопредприятиями на технологическое перевооружение. С 1 млрд до 0,5 млрд предлагается сократить программу субсидирования лизинговым компаниям на возмещение части затрат на покупку отечественных автомобилей.
Средства, выделяемые на поддержку в 2009 году, могут быть перенесены на последующие годы из-за бюрократических проволочек (которые затянули принятие мер по времени) и меньшей, чем ожидалось, эффективности, считают эксперты.
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России, в июле продажи автомобилей упали на 58% по сравнению с июлем 2008 года.
Впрочем, в Минпромторге не признают факта урезания мер поддержки автопрома.
«Это не сокращение программ, а перераспределение средств, - пояснили «Газете» в Минпромторге. - Дело в том, что после расширения программы льготного автокредитования был установлен срок кредита - 36 месяцев. Раньше программа была рассчитана до начала 2012 года. Соответственно, теперь часть средств придется возместить и в 2012 году. Кроме того, средства переносятся в соответствии с графиком выплат».
Источник в ведомстве сообщил, что планы продаж по программе на 2009 год остаются прежними - 120 тыс. автомобилей. Задача крайне непростая: всего на 13 августа с начала апреля было выдано около 25 тыс. кредитов. «1 млрд рублей до конца года должно хватить. С начала апреля на программу было израсходовано 350--400 млн рублей бюджетных средств», - заключает аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак.
Средства могут перенаправить на другую, уже зарекомендовавшую себя на Западе, меру поддержки: утилизацию старых автомобилей в обмен на деньги, которые могут быть потрачены на покупку нового авто. Ожидается, что пилотный проект будет запущен в начале 2010 года в Москве, Санкт-Петербурге (и их областях), Самарской, Нижегородской и Ульяновской областях и, возможно, на Дальнем Востоке. Владельцы 10-летних автомобилей смогут обменять их на ваучер номиналом 50 тыс. рублей, который можно будет использовать при покупке нового автомобиля отечественного производства. В рамках пилотного проекта из бюджета в 2010 году планируется выделить 10 млрд рублей.
Что касается сокращения программы лизинга, то это связано скорее с затягиванием бюрократических процедур. «Средства для программы предоставления субсидий лизинговым компаниям закладывались из расчета, что она будет действовать с начала года. Однако соответствующее постановление подписано только в середине года, 7 июля», - отмечает источник в автомобилестроительной отрасли. По его словам, предоставление первых субсидий лизинговым компаниям может начаться в течение месяца.
Среди других рекомендаций Минпромторга - увеличить объем субсидий, которые предоставляются предприятиям-экспортерам на компенсацию ставок по кредитам (с 6 млрд до 8,5 млрд рублей). Это фактически означает урезание госпомощи непосредственно автопредприятиям: в списке экспортеров, которым предоставляются субсидии, из автопроизводителей значится только АвтоВАЗ.
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|