Мы в СМИ
20.02.2008
КРАСНОЕ ЗНАМЯ (Томск): «Железный» клубок противоречий
Избежит ли проект «Бакчарская сталь» участи «мыльного пузыря»?
Юрий Зарецкий
«Железные» перспективы Томской области вдруг оказались под вопросом. Публикации в СМИ ставят под сомнение способность стратегического инвестора ИФК «Метрополь» осилить проект по освоению Бакчарского железорудного месторождения.
На самом ли деле возникла проблемная ситуация во взаимоотношениях с инвестором? Чем закончились переговоры о судьбе месторождения, проходившие в течение месяца в обстановке «секретности»? Встреча с официальным представителем ИФК «Метрополь» в Томской области Вадимом Власовым несколько раз откладывалась (переговорный процесс затянулся), и вот ситуация стала приобретать четкие контуры, что способствовало откровенности в беседе,
- Вадим Сергеевич, масштаб проекта так впечатляет, что закрадывается сомнение: хватит ли сил и возможностей «Метрополя» для строительства объектов с общим объемом финансирования 20-25 миллиардов долларов?
- ИФК «Метрополь» в особых рекомендациях не нуждается, она динамично развивается с 1995 года и является в настоящий момент одной из наиболее известных инвестиционных промышленных групп России (ее оборот – десятки миллиардов долларов). Понятно при этом, что пытаться реализовать такой проект, рассчитывая только на собственные средства, практически равносильно самоубийству для любой компании мирового уровня, поэтому не только в России - во всем мире так стараются не поступать. Иначе зачем бы тогда существовали и чем бы зарабатывали на жизнь специальные инвестиционные институты? А у «Метрополя» богатый опыт по привлечению иностранных капиталов для реализации проектов не только своих, но и других известных компаний. Компания активно наращивает свое присутствие на ведущих мировых финансовых рынках - во Франции, Великобритании, Канаде, Японии, Китае.
В последние три года ИФК «Метрополь» стала активно участвовать в организации прямых инвестиций в развитие горнодобывающей отрасли и в создании международных промышленных холдингов. Для реализации горнорудной программы была образована корпорация «Металлы Восточной Сибири», которая успешно осваивает рудные месторождения в Республике Бурятия. В Томской области компания также нацелена на серьезную и длительную работу по реализации проекта «Бакчарская сталь», который, кстати, на международном инвестиционном форуме «Сочи - 2007» вошел в число проектов, поддерживаемых Инвестиционным фондом Российской Федерации (предположительный объем государственных вложений - 32 миллиарда рублей).
- Какие объекты построят на деньги Инвестиционного фонда РФ и сколько частных инвестиций намерена привлечь компания «Метрополь»?
- За счет государства будут построены железная дорога Томск - Бакчар, второй железнодорожный путь Томск - Тайга, автодорога Томск - Бакчар. За счет частных инвестиций (120 миллиардов рублей) предусмотрены: доразведка запасов руды и постановка их на государственный учет, строительство карьера с объемом добычи 60-120 миллионов тонн руды в год, горнообогатительной фабрики, современного металлургического комбината, а также создание энергогенерирующих мощностей.
- А где гарантия того, что «Метрополь», не дождавшись окупаемости проекта, не выставит месторождение на продажу сразу после защиты запасов?
- Во-первых, в таких действиях нет ничего предосудительного. Крупный бизнес - это ведь не догма. Он динамичен и не всегда справляется с конкуренцией, он очень зависим от политической ситуации и конъюнктуры рынков акций, он может менять приоритеты и направления развития. Но что для области страшного, если появится инвестор с еще большими возможностями, чем ИФК «Метрополь»? Однако я хочу особо подчеркнуть, что у компании самые серьезные намерения в отношении бакчарского месторождения. Для чего бы тогда компания претендовала на инфраструктурное обустройство месторождений - проекты, которые сами по себе неокупаемы? Все потому, что у нее есть понимание того, что максимальную отдачу проект даст только на завершающем этапе - при производстве готового продукта.
- И все-таки иногда приходится слышать, что компания ведет себя «как собака на сене». Вы можете объяснить, чем ИФК «Метрополь» занималась в последние пять месяцев?
- Мы понимаем желание области поскорее увидеть осязаемые результаты, это и в наших интересах. Но есть законодательно установленный порядок земле - и недропользования, других вопросов, нарушать которые «Метрополь» не будет ни при каких обстоятельствах. И это принципиально для любого серьезного инвестора.
А вообще ведется нормальная подготовительная работа. Мы с вами уже отметили успешную презентацию проекта «Бакчарская сталь» на 6-м Кубанском инвестиционном форуме в Сочи 20-22 сентября 2007 года, который посетил президент России Владимир Путин. Проект получил положительную оценку и был предварительно включен для софинансирования из Инвестиционного фонда правительства Российской Федерации. Совместно с руководством ООО «Том-ГДКруда» на совете директоров ИФК «Метрополь» защищены объемы финансирования доразведочных работ на месторождении на 2007-2010 годы в размере 127 миллионов 826 тысяч рублей. Налажено взаимодействие с томскими учеными по вопросам вскрышных работ, водоотведению, утилизации торфа. С администрацией области ведется работа по вопросам инженерного обустройства и энергообеспечения проекта. Приобретено оборудование для проведения геологоразведочных работ. Все это делается для подготовки детального технико-экономического обоснования проекта, которое даст полную картину его реализации и окупаемости.
Сроки выполняемых работ сориентированы на исполнение соглашения, заключенного между администрацией Томской области и Группой компаний «Метрополь», в состав которой входит ООО «Западно-Сибирская инвестиционная компания».
- Между тем ситуацию вокруг бакчарского железа многие считают кризисной. Где же находится сгусток проблем, как разрубить гордиев узел?
- На самом деле все противоречия укладываются в один вопрос: кто будет контролировать финансовые инвестиционные потоки? Группа компаний «Метрополь» хочет быть уверена в том, что ее деньги работают с максимальным эффектом. Ведь многие не знают, что она приобрела только 52% ООО «ТомГДКруда» (предприятия, владеющего лицензией), и этого недостаточно, чтобы управлять компанией. Да, это наши внутренние проблемы - «Метрополя» и томского акционера, которые мы должны снять в ближайшее время. Но если в этом окажут помощь областные органы власти, будем только рады, ведь это действительно проект не только областного, но и всероссийского масштаба. О мировом пока говорить не будем.
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|