 |
|
Мы в СМИ
01.04.2009
РБК Daily: «Трансмашхолдинг» с французским акцентом
Alstom покупает 25% плюс одна акция российского холдинга
Екатерина Годлевская
Со второй попытки «Трансмашхолдингу» (ТМХ) все-таки удалось заполучить стратегического партнера, готового поделиться своими ноу-хау. Им стала французская компания Alstom, которая приобретет 25% плюс одна акция ТМХ. Ради альянса с французами основные акционеры «Трансмашхолдинга» — Искандер Махмудов и Андрей Бокарев — даже готовы отказаться от контрольного пакета акций холдинга.
«Трансмашхолдинг» — крупнейший в России производитель железнодорожной техники. Единственный акционер ТМХ — голландская The Breakers Investments B.V., 25% плюс одна акция которой принадлежат «Российским железным дорогам» (РЖД), остальные акции — в собственности структур, близких к Искандеру Махмудову и Андрею Бокареву. Объем продаж в 2008 году составил 2,7 млрд евро.
Поиски стратега для ТМХ велись с ноября 2007 года. Интерес к холдингу официально проявляли немецкий Siemens и французский Alstom, но ближе всех к цели, как казалось, была канадская Bombardier. Однако в конце сентября 2008 года канадцы вышли из переговоров, посчитав долю в ТМХ слишком дорогой (тогда Ernst & Young оценила холдинг в 2,9 млрд долл.). Впрочем, уже в октябре, опередив немцев, обсуждение условий сделки с ТМХ начали французы. Причем уже тогда говорилось о том, что Alstom готов передать российской стороне некоторые технологические разработки и права на них.
В результате вчера в Париже стороны договорились о продаже Alstom блокпакета акций материнской компании ТМХ — The Breakers Investments. Как стало известно РБК daily, Alstom получит эту долю не в результате проведения допэмиссии акций Breakers Investment, а выкупит бумаги у структур Махмудова и Бокарева. Учитывая, что сейчас они контролируют 75% минус одна акция, после сделки с французами они потеряют контроль над ТМХ. «В любом случае они останутся крупнейшими акционерами. И пока они смотрят в одну сторону с РЖД, никаких проблем не будет», — уточнил источник РБК daily, близкий к переговорам.
Цена сделки еще не определена. По данным РБК daily, проведенная французами оценка почти совпала с оценкой Ernst & Young. Но в ТМХ пояснили, что сегодня старые механизмы оценки неактуальны, а новых еще не разработано, поэтому стороны пока и не называют конечную стоимость. Как сообщил вчера председатель совета директоров ТМХ Андрей Бокарев, слова которого цитирует ИТАР-ТАСС, в целом цена будет не меньше той, которую заплатили за аналогичный пакет в 2007 году РЖД. По данным отчетности российской монополии, 25% плюс одна акция ТМХ были приобретены за 9,3 млрд руб. (или около 360 млн долл. по тогдашнему курсу. — РБК daily). Уже известно, что первый транш составит не менее 75 млн долл. и будет осуществлен в течение 2009 года. Оставшийся платеж будет определен в соответствии с результатами деятельности ТМХ в 2008—2011 годах, соответственно, полностью сделка будет закрыта не раньше 2012 года.
Alstom назначит своего представителя замгендиректора ТМХ. Как пояснили в холдинге, он будет отвечать за модернизацию инфраструктуры, организацию разработки новых производств и взаимодействие между компаньонами. Учитывая размер пакета акций, Alstom также получит до трех мест в совете директоров холдинга. В обмен на это французы готовы передать россиянам некоторые ноу-хау, в частности, уже определено, что на их основе будет создана инжиниринговая компания, принадлежащая сторонам на паритетной основе. Производство новой продукции будет осуществляться на российских площадках, уровень его локализации составит 75—80%. Первой разработкой СП должен стать электровоз на площадке Новочеркасского электровозостроительного завода, пилотный экземпляр которого увидит свет в середине следующего года. Продолжит свою деятельность и СП по производству двухэтажных вагонов.
Эксперты считают сделку взаимовыгодной. Михаил Пак из ИФК «Метрополь» указывает, что сегодня Alstom столкнулся со снижением спроса на своих традиционных рынках, а изношенность российского железнодорожного парка составляет 65—70%. Михаил Лямин из Банка Москвы добавляет, что все инвестиции французов в Россию окупятся в течение примерно пяти лет.
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|