 |
|
Мы в СМИ
16.05.2006
ВЕДОМОСТИ: Россия пересядет на иномарки
Даже если не вступит в ВТО
Юлия Федоринова
В 2014 г. до 80% продаваемых в России новых легковых автомобилей будут иномарками, обещают эксперты. Вступление страны в ВТО ничего здесь не изменит. Сейчас в России пошлины на новые автомобили составляют 25% плюс 1 евро за каждый кубический сантиметр двигателя. На пятый год после вступления в ВТО ставка снизится до 17%, на седьмой — до 15%. Пошлины на основные компоненты — детали двигателя и трансмиссии, кузова, мосты, колеса — останутся неизменными — 5-15%, а на менее значимые — пластик, сиденья — снизятся на 5% в течение 3-5 лет. «Чтобы выторговать льготные цены на энергоносители для внутреннего рынка, пришлось чем-то поступиться. Поступились автопромом», — поясняет сотрудник Минэкономразвития (для сравнения: в Китае после всех продиктованных требованиями ВТО снижений пошлина на импорт автомобилей составит с 1 июля этого года 25%). Но пока Россия в ВТО не вступила, а ее рынок быстро растет. В 2005 г. было продано 1,57 млн новых легковых машин, к 2010 г. будет 2,17 млн, считают в Минэкономразвития. По прогнозу аналитика Deutsche UFG Елены Сахновой, в 2014 г. эта цифра достигнет 3,4 млн. Чтобы подстегнуть интерес иностранцев, правительство в прошлом году приняло постановление о промышленной сборке автомобилей. Его суть сводится к тому, что автоконцерны, создающие производство не менее чем 25 000 машин в год, получают право ввозить компоненты беспошлинно или по низкой 3%-ной ставке. Максимальный срок действия соглашения — семь лет. За это время инвесторы должны либо локализовать выпуск деталей, либо потом вновь начать импортировать их на общих основаниях. Льготы уже получили «Северсталь-Авто» (имеет лицензии на выпуск Ssang Yong, Fiat, Isuzu) и «ИжАвто», выпускающий Kia Spectra. Ждут своей очереди Renault, Chery, ТагАЗ (собирает Hyundai), «GM-АвтоВАЗ» и Toyota. Напомнив, что прием заявок на режим промсборки будет прекращен этим летом, Минэкономразвития заставило поторопиться Nissan и Volkswagen — в апреле оба объявили о решении открыть производство в России. В Минэкономразвития надеются, что за семь лет иностранцы локализуют производство. «Это будет выгоднее, чем импорт», — утверждает другой чиновник этого ведомства. «Производство ковриков, сидений и других мелких деталей иностранцы локализуют, а до крупных автокомпонентов дело не дойдет. Когда льготный режим кончится, они опять начнут завозить их из-за рубежа», — возражает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. Другие эксперты с ним не согласны. По данным Минпромэнерго, к 2010 г. в России будет выпускаться около 1 млн иномарок в год. «Такие объемы наверняка привлекут в страну и крупных производителей компонентов», — замечает генеральный менеджер по маркетингу группы «Рольф» Валерий Тараканов. Но Коровкин идет еще дальше. «Инвестиции, которые Nissan, Toyota и другие собираются делать в строительство заводов (одно производство обходится в сумму до $300 млн. — «Ведомости»), — на уровне допустимых рисков. По окончании льготного режима они вообще эти заводы могут закрыть и перейти на импорт», — полагает эксперт. Представители автоконцернов это отрицают. Глава представительства Toyota в России Итиро Тиба утверждает, что его компания планирует «значительную» локализацию. PR-менеджер Nissan Татьяна Натарова отмечает, что удовлетворить специфический спрос россиян легче, имея производство внутри страны. «Производить иностранные машины внутри страны все равно будет эффективнее и дешевле, чем завозить импортные аналоги, с учетом расходов на логистику и все еще ощутимой пошлины в размере 15%», — соглашается гендиректор «Северсталь-Авто» Вадим Швецов. Вне зависимости от того, что предпочтут иностранцы через семь лет — локализацию или импорт деталей на общих основаниях, рыночная доля отечественного автопрома радикально сократится. В 2005 г., по оценке Сахновой из Deutsche UFG, доля «АвтоВАЗа» (который делает до 78% российских легковых автомобилей) составила 35%. «Метрополь» прогнозирует, что новые российские легковые автомобили к 2010 г. будут занимать на рынке всего 28%, Тараканов из «Рольфа» обещает «АвтоВАЗу» в 2010 г. 25%, Сахнова в 2014 г. — 19%. Еще 1,1% будет у УАЗа, считает она, а остальное придется на иномарки, импортируемые и собираемые внутри страны. Правда, пресс-секретарь председателя совета директоров «АвтоВАЗа» Иван Скрыльник обещает, что «АвтоВАЗ» встретит конкурентов во всеоружии — разработает новые модели и расширит производство. А гендиректор «Русских машин» (владеет ГАЗом) Петр Золотарев возлагает надежды на партнерство с иностранцами: ГАЗ намерен по лицензии выпускать Chrysler Sebring и Dodge Stratus.
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|