 |
|
Мы в СМИ
23.10.2011
TorgRus.com: Рынки отнимают покупателя у супермаркетов
Ряд крупных российских продуктовых ритейлеров фиксирует снижение объемов покупателей в своих торговых точках Все объясняют тенденцию по-разному: кто-то винит в происходящем ухудшение макроэкономической ситуации, другие ссылаются на сезонные колебания рынка и верят в покупательную способность россиян. Один из крупнейших игроков рынка, компания X5 Retail Group (владеет сетями «Пятёрочка», «Копейка», «Перекрёсток» и «Карусель») объявил о снижении выручки в третьем квартале 2011 года в связи с неожиданным резким падением объема покупателей в магазинах всех форматов.
Рост выручки, согласно собственной статистике группы, несмотря на открытие новых площадок составил всего 4% в годовом сопоставлении против 10% кварталом ранее. Совокупная выручка снизилась на 6% в рублевом выражении.
Руководство X5 объяснило, что снижение главным образом связано «с ухудшением экономической ситуации в России, которое привело к соответствующему сокращению потребительских расходов». Более того, компания понизила прогноз на полный 2011 год по росту выручки в рублевом выражении с 40% до 35%. «Сокращение потребления тренд, который наблюдается на всем рынке российской продуктовой розницы», говорится в сообщении Х5. Похожую тенденцию эксперты рынка уловили и у других крупных сетей ритейлеров, но видят причину снижения спроса в увеличении объемов сезонной уличной торговли.
Как говорит аналитик ИФК «Метрополь» Татьяна Бобровская, снижение трафика покупателей продемонстрировали также «О'Кей» и «Магнит». «Сказывается традиционный летний фактор - появились рынки, ярмарки, уличная торговля. Не могу сказать, что россияне отличаются оперативной потребительской реакцией на глобальные экономические тренды. В 4 квартале показатели ведущих сетей улучшатся», - говорит она.
В продовольственном сегменте Москвы и вовсе отмечается дефляция на уровне 0,2%, сообщил сегодня департамент торговли и услуг Росстата. Инфляция в РФ за этот же период составила 4,7% и была ниже темпов роста цен. По данным департамента, потребительские цены на крупы и сахар снизились в столице в диапазоне от 1% до 6,9%. С начала октября картофель, капуста, морковь и лук подешевели на 1,9%-12,1%.
Тигран Оганесян, аналитик ФК «Уралсиб» считает, что на показателях крупных сетей текущая дефляция сказывается не в последнюю очередь. «Люди потянулись в «Ашаны», на открытые рынки и в маленькие магазинчики. Меняются привычки, заменяются продукты в корзине, чаще используется мелкооптовая стратегия. На этом фоне растут продажи небазовых товаров, то есть мы имеем дело не с потерей потребительской уверенности, а с перераспределением средств личного бюджета», - считает он.
Играет роль и низкий рост реальных доходов (1%), ограничивший рост текущих расходов. При этом люди экономят на продуктах, но все равно покупают вещи, приобретение которых планировалось заранее.
В целом по России говорить об ощутимом спаде пока не приходится, первые звоночки раздаются только в относительно дорогом сегменте супермаркетов, уверена Екатерина Андриянова из Rye, Man & Gor Securities. «Эффект ожидаемый - постоянно количество покупателей расти не может ввиду ограниченной площади магазина. До конца года сохранится умеренная инфляция, но хороший прогноз по зерновым и мясу позволяет надеяться на то, что в этом году сильной продуктовой инфляции мы уже не увидим», - считает она.
В целом, в сегменте продуктового ритейла происходит ужесточение конкуренции, что приведет к ограничению возможности повышения цен для конечного потребителя. К тому же, если отчисления по страховым взносам в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы (бывший ЕСН) с 34% снизят до 30%, согласно планам правительства, для ритейла это станет большим плюсом, что отразится и на конечном потребителе.
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|