Мы в СМИ

13.08.2009

РАДИО СВОБОДА: Утиль в цене

Минпромторг предложил ввести утилизационные премии. При замене старой машины на новую российской сборки ее владелец сможет получить 50 тысяч рублей

Сергей Сенинский

Российское Министерство промышленности и торговли намеревается стимулировать спрос на автомобили при помощи утилизационных премий. Планируется, что автовладелец, желающий сменить старую (от 10 лет) машину, сможет получить за нее ваучер на 50 тысяч рублей и внести его как часть стоимости нового автомобиля, произведенного на территории России.

Проект Минпромторга предполагает, что хозяин старого автомобиля владел им не менее одного года. При этом речь идет не только о легковых, но и о легких коммерческих автомобилях, то есть, по сути, ко всему автотранспорту в категории до 3,5 тонн. При таком подходе в число потенциальных участников программы входит чуть ли не половина автолюбителей страны.

«Структура автопарка в России такова, что на автомобили старше 10 лет приходится порядка 40-45 процентов, — говорит аналитик инвестиционной компании «Метрополь» Михаил Пак. — Это порядка 13-14 миллионов штук. Если все эти автомобили будут предъявлены в рамках новой программы, которая сейчас обсуждается Минпромом, то это достаточно большие деньги — которых, к сожалению, пока у государства нет». Впрочем, эксперт сомневается, что в случае реализации проекта все старые машины будут предъявлены к выкупу.

Скорее всего, таким способом правительство надеется в первую очередь стимулировать спрос на продукцию «АвтоВАЗа». Впрочем, в близкую ценовую категорию попадают и наиболее доступные из иномарок российской сборки. Но аналитик инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Михаил Ганелин уверен, что реализация программы действительно приведет к росту продаж «общественных» автомобилей и, в частности, «АвтоВАЗа». «Люди, которые получат 50 тысяч, смогут использовать их в качестве, например, первоначального взноса при покупке автомобиля — объясняет эксперт. — Допустим, у них вообще нет денег, они приходят в банк и как первоначальный взнос — 10, 15, 20 процентов — могут использовать этот ваучер. Как правило, при покупке машины банк требует первый взнос как раз 20 процентов. Оставшаяся сумма кредита выдается на покупку, и это приблизительно укладывается в стоимость машины в 300-400 тысяч рублей, куда попадает именно продукция «АвтоВАЗа». Кроме того, машины старше 10 лет — это в основном регионы, глубинка, и там люди все-таки привержены к российским машинам. Тем более, они легче чинятся, а там много Кулибиных, которые способны починить машину самостоятельно. И, наконец, продукция ВАЗа им ближе, чем какой-нибудь Ford или Renault Logan».

Вопрос, который сразу возникает у экспертов — что будет с теми старыми автомобилями, которые их владельцы сдадут, рассчитывая на 50-тысяный ваучер? В западных странах основные расходы на утилизацию старых автомобилей, как правило, несут их автопроизводители. В России же система не отработана вообще.

«Камнем преткновения является то, что в России пока нет инфраструктуры для того, чтобы эти автомобили утилизировать, либо перепродавать, либо делать с ними что-то еще, пока непонятно что, — напоминает Михаил Пак из «Метрополя». — И другой момент: у нас еще нет, к сожалению, законодательства, которое регулировало бы то, как эти автомобили будут потом продаваться. То есть налогообложение этих операций в России пока в законодательстве не прописано. В то же время, премия от утилизации, если и будет введена, то как минимум через полгода. За это время можно успеть достаточно много. Если государство действительно будет заинтересовано во введении премий за утилизацию и организации необходимой инфраструктуры, я думаю, что это будет достигнуто в кратчайшие сроки».

Второй, еще более приземленный вопрос, заключается в том, станет ли 50-тысячерублевый ваучер (по текущему курсу это чуть более 1,5 тысячи долларов) достаточным стимулом для владельцев старых машин. В Германии, например, компенсация за автомобиль старше 9 лет составляет 2,5 тысячи евро, то есть 3,5 тысячи долларов. Но, по мнению Михаила Ганелина из «Тройки-Диалог», предложенная сумма все-таки достаточно интересна для потенциальных покупателей — уже хотя бы потому, что за ее счет можно сделать первый взнос.

Пока неясно, сколько денег государство готово выделить на выкуп подержанных автомобилей. Однако разработчики программы из Министерства промышленности и торговли предполагают, что уже в 2010 году в рамках пилотных проектов в нескольких регионах России может быть продано до 200 тысяч новых автомобилей.

«Продажа 200 тысяч автомобилей в год предполагает, что 200 тысяч машин сдадут, то есть государство должно выделить порядка 10 миллиардов рублей, — рассуждает Михаил Ганелин. — В 2009 году, например, в России будет продано около 1 миллиона 700 автомобилей. Соответственно, 200 тысяч — это порядка 10-13 процентов, вполне реальная величина. Я не могу сказать, что она колоссальна, но опять же она даст поддержку рынку».

«Безусловно, ее успешность будет напрямую зависеть от параметров, которые будут установлены в этой программе, — напоминает аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. — Тех 50 тысяч рублей, о которых идет речь, на мой взгляд, недостаточно, чтобы оказать рынку сильную поддержку. С другой стороны, начиная с середины или с конца 2010 года мы скорее всего будем наблюдать подъем продаж автомобилей, и вкупе с этой программой он может дать максимальный эффект».

В Германии, где программа государственного финансирования замены старых машин на относительно недорогие новые оказалась самой удачной в Европе, объемы продаж новых автомобилей в июле оказались почти на 30 процентов больше, чем годом ранее. В июне этот прирост превышал 40 процентов.



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2025. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   YouTube