Мы в СМИ

13.02.2008

КОММЕРСАНТЪ (Приложение): Регион доноров

Помогать детям должны взрослые. Взрослыми должны быть и правила этой помощи. Благотворительность в России постепенно приобретает зрелые черты. Она доросла до авторитетных бизнес-площадок, к числу которых относится и Красноярский экономический форум, в рамках которого регулярно проводится акция «Детское сердце».

Не только налоги

Минувший год был официально объявлен в России Годом благотворительности. И это редкий случай, когда вывеска оказалась нелишней. Некоммерческим организациям, едва ли не в осадных условиях занимавшимся сбором средств для больных детей, талантливых подростков и нищей инфраструктуры, удалось за отведенное время сделать главное -- заставить государство признать, что благотворительность -- благое дело, а не только способ ухода от налогов.

«Странная складывается ситуация,-- делится своими наблюдениями исполнительный директор Ассоциации менеджеров Сергей Литовченко.-- Мы страна с долгой историей социальной политики. Тем не менее сегодня мы находимся только в начале пути выработки правильного социального поведения».

«Недоверие к благотворителям связано и с громкими процессами 90-х, когда так называемые спортивные фонды обвиняли в отмывании денег на благотворительности. Но главное -- это традиционное российское недоверие к богатству как таковому,-- считает руководитель российского представительства британского благотворительного фонда CAF Мария Черток.-- У нас до сих пор благотворительную деятельность бизнеса считают замаливанием грехов».

Однако со временем в моду вошел термин «социальная ответственность бизнеса», а Госдума вот-вот утвердит и поправки о льготах, стимулирующих отечественных меценатов заниматься благотворительностью системно, а не от случая к случаю.

Подтверждением версии о том, что власть «признала» благотворителей, становится и тот факт, что о благотворительности стали говорить вслух. Меценатов приглашают на государственные приемы, поощряют грамотами, а правительство всерьез рассматривает возможность устанавливать если уж не бюсты, то мемориальные таблички с именами авторов благих дел. Меценаты не остались в тени и принялись относиться к благотворительности как к делу не менее важному, чем основной бизнес. И говорить о ней стали на профессиональных площадках.

Практика проведения благотворительных акций на деловых форумах широко распространена на Западе. Логика организаторов проста: сбором денег лучше заниматься там, где они есть. А аудитория экономических форумов более чем платежеспособна. Редкий экономический форум обходится без благотворительных балов с участием рок-звезд, обитателей Голливуда или именитых спортсменов. В топку благотворительных аукционов идет все: от одежды celebrities до ужина с ними самими.

От Лондона до Красноярска

Формат «гламурной» благотворительности одним из первых освоил Лондонский экономический форум. На благотворительном балу «Русская рапсодия» с аукциона продавали игрушки ведущих дизайнеров мира, а заработанные на аукционе деньги были инвестированы в детские игровые площадки в российской глубинке. Гостей привлекали ужином с детским меню от французского шеф-повара Джоэла Робушона, а пианист Денис Мацуев исполнял детскую музыкальную программу на разогреве у поющих подростков из Лондонского детского хора. Организаторы признавались, что прийти к благотворительности на форуме оказалось не так-то просто: мероприятия экономических форумов на Западе предполагают «налет гламура», и трудности возникают именно с выбором фонда, отвечающего «стилистическим» требованиям организаторов.

Красноярский экономический форум решил задействовать традиционный для России олимпийский ресурс. Второй год подряд при поддержке местной администрации в рамках форума стартует благотворительная программа «Детское сердце». В программе пленарных заседаний форума -- традиционная тема «социальных инвестиций». В качестве практикума -- банковские счета, которыми можно воспользоваться тут же, для помощи детям с тяжелыми врожденными пороками и приобретенными заболеваниями.

В прошлом году в помощь детям устроили взрослый праздник. Участники форума пробовали силы в биатлонном забеге с призовым фондом 5 млн рублей. В соревновании поучаствовали четыре команды: федеральных чиновников возглавил замминистра экономического развития Кирилл Андросов, команду инвесторов -- гендиректор корпорации «Металлы Восточной Сибири» Олег Михайленко. Первым номером команды красноярской администрации стал заместитель губернатора Лев Кузнецов, а капитаном сборной местного бизнеса -- директор ЗАО «Илан» Олег Марценко. Актер Дмитрий Назаров легко освоился с терминологией спортивного репортажа. А профессиональный комментатор матча, серебряный призер Олимпийских игр и чемпион мира по биатлону Павел Ростовцев в разгар соревнований и сам встал на лыжи. Команда администрации Красноярского края, впрочем, пострадала от профессионального участия -- к радости соперников, была дисквалифицирована.

На призовой фонд и индивидуальные пожертвования (от 50 тыс. до 500 тыс. рублей) вылечили 25 детей. На оставшиеся удалось приобрести аппараты, диагностирующие врожденный порок сердца, и оборудование для проведения операций на открытом остановленном сердце в условиях искусственного кровообращения.

От традиции решили не отходить и в этом году. На нынешнем форуме -- круглый стол о правилах эффективной благотворительности и новая акция на свежем воздухе. Правда, лыжи заменены на клюшки с шайбами: сбор денег будет происходить во время хоккейного матча с привычной оппозицией бизнеса и власти. Меценатами могут стать и участники команд, но ставку на этот раз сделают все же на зрителей. Билеты обойдутся участникам в сумму от 5 тыс. рублей. Организаторы планируют освоить и новые формы благотворительного маркетинга: на соревнованиях будут продавать свистки, дудки и хоккейные майки. Руководители благотворительных фондов убеждены, что в таких ситуациях не следует бояться и саморекламы. Распространенная западная практика -- привлечение спонсорской помощи для проведения дорогостоящих мероприятий и сотрудничество с компаниями, производящими сопутствующие товары. Ведь доход от сувенирной продукции, пусть и с логотипом спонсора, идет на благотворительные нужды.

Эксперты в сфере меценатства считают, что связка спорт--благотворительность не лишена своей философии. Олимпийский принцип «главное не победа, а участие» позволяет робкому меценату сделать вклад любого размера и вовсе не обязательно победить.

«На Западе уже давно освоена практика благотворительных спортивных матчей,-- рассказывает глава Форума доноров Наталья Каминарская.-- На таких соревнованиях обычно массовый зритель, и сумма складывается довольно внушительная». Эксперт отмечает, что популярность спорта в России можно и нужно использовать в благотворительных целях: «У меня есть любимый проект в небольшом российском городке Рубцовске. Они не первый год устраивают благотворительные чемпионаты по футболу. Участвуют администрация, бизнес, профессионалы. А в прошлом году примкнули даже таксисты. Так вот они проводят соревнования с короткими таймами -- минут по 15. И посмотреть на это зрелище приходит весь город. Деньги потом отдают на поддержку детских спортивных команд. Что уж говорить о потенциале матча с платежеспособными зрителями».

Прямые отчисления

Ставка в нынешней акции Красноярского экономического форума делается на прямую помощь конкретным детям. «Мы пытаемся уходить от спонтанности,-- признается исполнительный директор форума Анна Трапкова.-- Переходим к максимальной адресности».

Соорганизатором акции на форуме выступит Российский фонд помощи -- его роль и состоит в отборе таких адресов. Адресов детей, нуждающихся в немедленной помощи -- такой, которую уже много лет предоставляют больным детям читатели «Ъ».

Смысл проведения акции в соавторстве с авторитетным фондом -- в гарантиях прозрачности. Руководитель Российского фонда помощи Лев Амбиндер иронизирует, что у организации «отвратительно чистые руки», называя ее своеобразной «фабрикой»: «На входе письма попавших в беду, на выходе -- деньги читателей, которые они перечисляют непосредственно на счета больниц». Ежегодно фонду удается собрать не меньше $2 млн, и площадка форума не окажется на этом пути лишней.

Руководители благотворительных фондов связывают успех благотворительных акций, привязанных к крупным профессиональным площадкам, еще и с тем, что начинающим меценатам приятно действовать коллективно. «Одному трудно начать -- в коллективе коллег проще,-- считает Наталья Каминарская.-- Ты чувствуешь вовлеченность в общее дело, ну и опять же дух соревнования. Но главное для нас, что бизнес сможет продемонстрировать равнозначность своего дела и благотворительности. Первые рубежи пройдены».



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2025. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   YouTube