 |
|
Мы в СМИ
21.09.2011
Московские новости: На краю «красной зоны»
Автор: Михаил Кукушкин
Рентабельноcть мировой авиации идет на снижение
Международная ассоциация воздушного транспорта IATA, опубликовавшая 20 сентября свой прогноз, предупреждает, что экономика отрасли остается неустойчивой, и следующий, 2012 год, будет еще труднее. В России эти тревожные мировые тенденции тоже проявляются. Валовой доход отечественных авиаперевозчиков пока растет, но рентабельность – уменьшается.
IATA объединяет 230 крупнейших коммерческих авиакомпаний мира, которые вместе обеспечивают 93% регулярных международных рейсов на Земле. Поэтому статистика этой неправительственной организации и ее прогнозы с большой точностью отражают состояние всего мирового рынка авиаперевозок. Свой финансовый прогноз на текущий и на следующий годы IATA обновляет каждые несколько месяцев. В прошлый раз она его объявляла в июне. А вчера новый генеральный директор ассоциация Тони Тайлер, впервые на этом посту, огласил самую свежую версию прогноза. Согласно ей, дела в отрасли идут лучше, чем эксперты IATA думали раньше.
Валовый доход мировой гражданской авиации в 2011 году, как ожидает ассоциация, составит $594 млрд. За вычетом производственных расходов и налогов авиакомпаниям останется $6,9 млрд чистой прибыли, что соответствует средней рентабельности 1,2%. В июньском прогнозе эксперты предполагали, что доход за год будет больше - $632 млрд, но чистая прибыль меньше - $4 млрд, и рентабельность, соответственно, тоже ниже – 0,8%. Как оказалось, авиакомпании, в среднем, сумели быстрее сократить издержки и повысить эффективность своей работы, объяснил Тайлер. Одновременно он предупредил: «Авиакомпании конкурируют в очень жесткой среде. А 2012 год будет еще тяжелее».
Прогноз IATA по гражданской авиации базируется на макроэкономической оценке среднемирового роста ВВП на 2,5% в 2011 году и 2,4% - в 2012-ом. Эксперты ассоциации указывают, что в прошлом, как только темпы роста мирового ВВП оказывались ниже 2%, гражданская авиация в целом становилась нерентабельной. «Мы будем в опасной близости к этому порогу как минимум до конца 2012 года, - сказал Тайлер. – Наша отрасль уязвима. Любая встряска способна отправить нас в «красную» зону» (т.е. ввести в убыток – «МН»).
IATA в своих прогнозах не выделяет отельной строкой Россию. Но отечественные эксперты подтверждают, что общемировые тенденции проявляются и у нас в стране. По итогам 2010 года валовый доход российских авиакомпаний оценивался в $16 млрд , при средней рентабельности 0,9%. В этом году доход у нас будет больше процентов на 15, но рентабельность, возможно, снизится, сказал МН директор Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ ГА Александр Фридлянд. Таким образом, пользуясь терминологией гендиректора IATA, российские авиаперевозчики рискуют оказаться в «красной зоне» уже по итогам 2011 года.
«Основным фактором, подрывающим рентабельность российских перевозчиков, стал быстрый рост стоимости авиатоплива, которая за прошедшие три квартала поднялась процентов на 30», - говорит старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Однако, по его словам, этим не ограничивается негативное воздействие экономической среды на гражданскую авиацию. «Быстрое падение курса рубля по отношению к твердым валютам повышает стоимость эксплуатации импортных воздушных судов для авиакомпаний, которые летают внутри России и получают в основном рублевый доход».
http://mn.ru/business/20110921/305118474.html
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|