Мы в СМИ

29.07.2008

МК: «Миры» установят рекорд мира

Научный подводный флот России продолжает исследовать дно Байкала. На 29 июля запланировано рекордное погружение мини-подлодок в озеро. Предполагается, что «Миры» достигнут самой глубокой точки Сибирского моря. Для регистрации нового достижения в порт Турка прибыл главный редактор «Книги рекордов России». Как аппараты и гидронавты готовятся к уникальному погружению, узнал спецкор
«МК». На теплоходе подплываем к барже, которая на время экспедиции стала для ученых плавучей лабораторией. На гигантской платформе - 64 метра в длину и 13 в ширину - вырос целый научный городок. Вагончики, собранные из специальных модулей, приспособили под каюты, лаборатории, механические мастерские и камбуз. Для переноски «Миров» на воду на барже установили 100-тонный гидравлический кран. Чтобы платформа была более устойчива, на нее погрузили чугунные чушки. «Миры», ранее работавшие только в морях и океанах, успешно прошли проверку в пресной воде. Для увеличения плавучести аппаратов на их корпусах установили панели из легкого и прочного материала - синтактика. – Не вздумайте написать, что «Мир» - это батискаф, - говорит инженер-гидротехник Алексей Фиронов. - Наши глубоководные аппараты - это автономные миниатюрные подлодки, которые могут зависать на любой глубине, а также двигаться в любом направлении. Забираемся в чрево субмарины. «Мир», как космический корабль, весь напичкан приборами. Кроме двух компьютеров, на его борту установлены многочисленные датчики, которые фиксируют условия водной среды, а также устройства для отбора и хранения проб воды, каменного материала, донных осадков и живых организмов. Для сбора образцов на глубоководном аппарате установлены «руки»-манипуляторы. - Озерных жителей собираем специальным всасывающим устройством и помещаем в контейнер, - объясняет шеф-пилот «Мира» Анатолий Сагалевич.
* * *
Провожать экипажи в рейс будет руководитель экспедиции, член-корреспондент РАН Артур Чилингаров. Уже известно, что «Мир-1» будет пилотировать профессор океанолог Анатолий Сагалевич. С ним на дно Байкала в качестве наблюдателей отправятся глава попечительского совета Фонда содействия сохранению озера Михаил Слипенчук и президент Республики Бурятия Вячеслав Наговицын. «Миром-2» будет управлять опытнейший гидронавт Евгений Черняев. В состав второго экипажа войдут парламентарий Владимир Груздев и директор Байкальского института природопользования Арнольд Тулохонов. Руководитель проекта Артур Чилингаров в рекордном погружении участвовать не будет. Спуститься на дно Байкала он планирует 2 августа, тем самым отметив годовщину своего легендарного погружения на дно Северного Ледовитого океана в точке географического полюса. Для шеф-пилотов «Миров» эта экспедиция на Байкал не первая по счету. В 1977 и 1991 годах они уже рулили в здешних водах на глубоководных аппаратах «Пайсис». Тогда гидронавты, бывало, шли на глубину как в гигантском лифте, двигаясь вдоль абсолютно вертикальной скалистой стены, которая уходила вниз более чем на километр. Спрашиваем у наблюдателей - новичков в глубоководном погружении: захватят ли они с собой на дно иконки и другие обереги? - Главное, чтобы крест был в душе, - считает кандидат географических наук Михаил Слипенчук .
А президент Бурятии говорит, смеясь, что, готовясь к погружению, начал делать по утрам зарядку. В рейс гидронавты захватят с собой контейнеры с питанием. «Тормозок» соберет для экипажа бессменный повар научно-исследовательского судна «Академик Келдыш» Николай Трущенков, который приехал вместе с «Мирами» из Калининграда. В сухой паек войдут чай, минеральная вода, сок, бутерброды, пачка печенья и шоколад. - Гидронавтам приходится работать в замкнутом пространстве. Главное требование к питанию: не брать на погружение продукты с резким запахом, например копченую колбасу или апельсины, - объясняет шеф-повар. - Не включаем мы в паек и острую пищу, вызывающую жажду. - А красное вино? Оно ведь положено подводникам. - Во время погружения действует «сухой закон». Захватят с собой на глубину гидронавты и теплую одежду. Капсула по соображениям экономии электроэнергии не обогревается. А температура внутри сферы может упасть на дне до 10-12 градусов. Экипировку экипажам подготовит инженер Лидия Бирюкова, которую гидронавты называют «нашей мамкой». - Каждому члену экипажа собираю сумку, куда кладу утепленный комбинезон, шерстяные носки, два полотенца и бумажные салфетки. Во время погружения внутри сферы скапливается конденсат, пол бывает сырой. Чтобы носки не промокали, гидронавтам требуется захватить с собой на борт тапочки. Но в «Мирах» учитывается каждый грамм. И чаще всего члены экипажа одевают на ноги полиэтиленовые пакеты. Прежде чем подняться по приставной лесенке в глубоководный аппарат, гидронавты снимают обувь. «Мир» они считают своим домом. Как только экипаж окажется внутри сферы, матрос палубной команды тщательно задраит люк. Пилот в свою очередь откроет вентиль кислородного баллона, включит вентиляторы системы очистки воздуха. Судовой кран подхватит 18-тонный аппарат и плавно опустит его за борт. К плавающей на воде красно белой «рыбке» подплывет резиновая лодка. Матрос в гидрокостюме отцепит трос. - Экипаж включит насосы высокого давления, будет слышен шум воды, поступающей в танки - балластные цистерны. Лица гидронавтов в иллюминаторы мы вряд ли увидим, самое большое из окошек «Мира» всего-то 20 см в диаметре. Совсем скоро экипаж окажется на глубине, куда не проникает свет, и включит прожекторы. На экране бортового компьютера будут показаны: температура воды, глубина, электропроводность, содержание кислорода, скорость и направление течений: Инженеры с большой неохотой говорят о максимальном сроке, который экипаж может провести под водой. Выясняется, что формально срок автономности составляет четверо суток. Полностью заряженные аккумуляторы могут обеспечить аппарату 24 часа интенсивной работы. Бортовых запасов кислорода и гидроокиси лития, поглощающей углекислоту, хватит на 30 часов. Плюс в каждом из «Миров» есть трехсуточный аварийный запас, но его использовать, к счастью, еще не приходилось. Если «Миру» потребуется экстренное всплытие, гидронавты могут сбросить аварийный балласт, который состоит из никелевой дроби. Пилот Евгений Черняев припоминает: такое было однажды из-за резкого ухудшения погоды. Точка глубоководного погружения «Миров» определена эхолотом. Учитывая, что средняя скорость каждого из аппаратов около 30 метров в минуту, рекордное погружение продлится около 3-4 часов. В дальнейшем в рамках научной программы экспедиции намечено исследовать грязевые вулканы «Маленький», «Большой», «К-2», «Санкт-Петербург», Баргузинский и Чивыркуйский проливы, Кукуйский каньон, дельту реки Селенга, Обручевский сброс в районе острова Ольхон.



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2025. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   YouTube