 |
|
Мы в СМИ
16.12.2010
КоммерсантЪ: SSJ не ждут до весны
Александр Панченко
Поставки самолетов Sukhoi SuperJet, которые должны были начаться в середине декабря, переносятся как минимум до февраля. К этому времени производитель самолета, «Гражданские самолеты Сухого», обещает получить на него сертификат и быть готовым к передаче самолета стартовым заказчикам -- «Аэрофлоту» и армянской «Армавии». Но «Аэрофлот» не спешит брать SuperJet. Полеты на нем должны начаться только в марте и авиакомпания не хочет платить лизинговые платежи за простаивающий самолет. Первый самолет Sukhoi SuperJet (SSJ) должен быть передан авиакомпании «Аэрофлот» в середине декабря, однако самолет до сих пор не получил сертификат Международного авиационного комитета, поэтому самолеты остаются у производителя -- ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Согласно материалам, подготовленным к размещению биржевых облигаций ГСС на 9 млрд руб., теперь компания планирует поставить «Аэрофлоту» два SSJ, но в марте 2011 года. Первым обладателем SSJ станет армянская авиакомпания «Армавиа», поставка самолета которой запланирована на февраль.
В пресс-службе ГСС уточняют, что указанные в документах сроки -- это начало коммерческой эксплуатации, поставки самолетов могут произойти раньше. Ожидается, что сертификат типа на самолет будет получен до конца года, утверждают в ГСС, после чего самолет «по сути может быть передан авиакомпаниям и эксплуатироваться».
SSJ -- региональный самолет вместимостью 75-95 человек. Разработчиком и производителем является ЗАО ГСС (75% акций принадлежит концерну «Сухой», 25% акций итальянской Alenia Aeronautica, входящей в группу Finmeccanica). Сборка самолетов осуществляется в Комсомольске-на-Амуре. Продвижением самолета на зарубежные рынки и постпродажным обслуживанием занимается компания SuperJet International (51% принадлежит Alenia Aeronautica, 49% -- концерну «Сухой»). Сейчас у ГСС заключены твердые контракты на поставку 150 самолетов.
Однако «Аэрофлот» не будет стремиться получить SSJ раньше марта 2011 года, уверен собеседник «Ъ» в авиаотрасли. По его словам, самолет стоит в летнем расписании «Аэрофлота» на внутренних рейсах, которое вступает в действие 29 марта. «Поэтому получать самолет в начале года перевозчику невыгодно, ему придется платить лизинговые платежи за технику, которая будет стоять»,-- утверждает источник «Ъ», добавляя, что сделка по поставке самолета будет проходить через «ВЭБ-Лизинг». По имеющейся у «Ъ» информации, ежемесячные лизинговые платежи по SSJ составляют $126,7 тыс. (у аналогичного Embraer 190-235 тыс.). Таким образом, компания до начала коммерческой эксплуатации может сэкономить $440 тыс.
Но источник «Ъ» в «Аэрофлоте» говорит, что компания готова взять самолеты даже сегодня, если они будут соответствовать требованиям, зафиксированным в контракте, и если российские аэропорты будут готовы принимать самолеты. «Если мы получим самолет, который не сможет принять ни один аэропорт кроме московских и Пулково, то он нам будет не нужен»,-- поясняет собеседник «Ъ». В ноябре этого года вокруг SSJ произошел скандал, связанный с заявлениями представителя «Аэрофлота» о том, что компания не будет принимать самолеты, не соответствующие первоначально заявленным характеристикам (в первую очередь по взлетной массе) и намерена выставить штрафы производителю из-за срыва сроков поставок (см. «Ъ» от 28 октября). «Пока тема штрафных санкций не открыта и не закрыта,-- говорит собеседник «Ъ» в «Аэрофлоте»,-- этот вопрос будет поставлен перед советом директоров после получения самолетов».
Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев полагает, что «Аэрофлоту» выгодно получить самолет только к началу коммерческой эксплуатации еще и потому, что у перевозчика нет пилотов для SSJ. «Несмотря на то что тренажер для подготовки пилотов может быть открыт в ближайшее время, к моменту получения сертификата у «Аэрофлота» все равно не будет подготовленных экипажей»,-- поясняет эксперт. Он уверен, что «Аэрофлот» и ГСС смогут договориться о том, чтобы самолеты были поставлены в марте, в обмен, например, на отказ от штрафов за задержку. Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» добавляет, что менеджмент «Аэрофлота» ищет все способы для сокращения издержек и не упустит шанса сэкономить в низкий сезон, когда операционные потоки традиционно падают.
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|