 |
|
Мы в СМИ
08.07.2010
ИА РЕСПУБЛИКА: Атомная «дружба» минус технологии
Асхат Ахметбеков
Россия стремится взять под контроль урановые ресурсы Казахстана, утверждают эксперты «Республики». По их мнению, договоренности «Росатома» и «Казатомпрома» об интеграции и сотрудничестве выгодны в первую очередь России: Москва получит прямой доступ к казахстанскому урановому сырью, а что взамен?
В начале этой недели в Астане госкорпорация «Росатом» и нацкомпания «Казатомпром» подписали меморандум об интеграции и сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях (см. подробнее материал «Казахстанскому урану найдут покупателей»). Согласно документу, Казахстан за счет российской стороны значительно расширит рынки сбыта, а Россия — получит доступ к казахстанским урановым ресурсам, но, как отмечают эксперты, технологии Казахстану российская сторона передавать не поторопится.
Новаций Казахстану не видать
Для казахстанской стороны участие в СП по созданию центра по обогащению урана интересно «в основном как нефинансовое вложение и возможность получения прибыли не в денежной форме, а в виде каких-либо производственных активов», считает начальник отдела анализа УК «Универ капитал» Дмитрий Александров. Однако передача Россией атомных технологий Казахстану маловероятна. «Уникальную, эксклюзивную технологическую базу «Росатом», похоже, передавать не станет», — считает эксперт.
В том, что «Росатом» будет доминировать во взаимоотношениях между двумя госкомпаниями и «вряд ли будет делиться технологиями», уверен и другой эксперт, хорошо знакомый с ситуацией, но попросивший не указывать его имя. «Может быть, они («Росатом» — ред.) будут делиться знаниями и привлекать наши лучшие умы к участию в проекте, но не думаю, что Россия имеет большое желание сотрудничать с Казахстаном именно в плане предоставления технологий. Для Казахстана однозначно это не будет плюсом», — отметил он.
Макроэкономист аналитического центра компании Real Invest KZ Данат Намазбаев и вовсе считает, что подписанный меморандум говорит о стремлении России взять под контроль урановые ресурсы Казахстана.
«Этот вопрос больше геоэкономический, потому что уран — ключевое сырье, особенно в сфере национальной безопасности, и он является весьма ощутимым звеном в отношениях с Россией и с другими партнерами, — отметил он и добавил: — В данном случае я вижу участие «Росатома» как посредника и контролера над объемом сырья, над объемом финансовых средств, которые платятся за это сырье и выработанную из него продукцию».
Стремление российской стороны к контролю над ураном Казахстана аналитик объяснил тем, что «Россия не имеет достаточно сырья, к примеру, урановой руды, чтобы делать на собственных мощностях его обогащение и дальнейшую переработку. Казахстан, наоборот, по запасам урана находится в пятерке лидеров (мировых) и имеет мощности по его переработке. Поэтому здесь больше вопрос заключается в контроле над движением уранового сырья и его производных на мировом рынке», — подчеркнул эксперт.
Говоря о возможности передачи российской стороной атомных технологий Казахстану, г-н Намазбаев считает, что Россия если и решится на такой шаг, то только не в ущерб себе. «Чтобы не стать конкурентом, чтобы не выйти из атомного фарватера, российская сторона будет порциями нам (Казахстану — ред.) выдавать какие-то технологические новшества и контролировать их поток в нашу страну. Главное, чтобы это не принесло им вреда. Ведь там сейчас руководство настроено очень прагматично», — заключил аналитик.
Заместитель руководителя аналитического центра АО «Асыл-инвест» Георгий Диаконашвили назвал щепетильным вопрос о возможности передачи российской стороной атомных технологий Казахстану. «Может быть, Казахстан в лице «Казатомпрома» действительно пассажир в этом проекте. Не думаю, что Казахстану будут легко и сразу предоставлены технологии. Но в любом случае это лучше, чем если бы эти компании двигались как два ярых конкурента. Это шанс для Казахстана», — заключил он.
Сегодня партнеры — завтра конкуренты
Между тем эксперт по энергетике российской ИК «Метрополь» Сергей Бейден отметил, что еще до подписания меморандума «Казатомпром» имел деловые соглашения и договоренности с другими странами. Однако при этом он убежден, что «Росатом» может открыть для Казахстана рынки, ориентированные преимущественно на «российское технологическое присутствие»:
- Это Азия — Китай, Индия, бывшие советские республики, в том числе Украина. Создание такого более близкого сотрудничества, безусловно, будет способствовать выходу Казахстана на эти рынки, а не только на внутренний рынок Российской Федерации.
По его мнению, несмотря на жесткую конкуренцию на мировом рынке, «существенное преимущество» российского игрока — обеспечение полного цикла, начиная с производства топливных элементов и заканчивая утилизацией отработанного урана, — «позволит Казахстану рассчитывать не только на новые рынки сбыта сырья, но и, возможно, на более вертикально интегрированную цепочку». В этой связи вопрос местонахождения Центра по обогащению урана «может быть несущественным».
Однако, считает он, «Росатом» и «Казатомпром» «в любом случае останутся прежде всего конкурентами, каждый из которых будет преследовать собственную выгоду».
И мы, пожалуй, с этим согласимся с одним уточнением: после подписания меморандума с Россией у Казахстана гораздо меньше возможностей лавировать в борьбе за лучший кусок мирового атомного рынка.
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|