Мы в СМИ

16.05.2011

Компания: ВИНО В ГИПЕРДОЗАХ

ОЛЬГА КОЛТУНОВА

БЫВШИЙ  ГЕНДИРЕКТОР  ВИННЫХ  БУТИКОВ АНДРЕЙ ТКЕМАЛАДЗЕ ОТКРЫВАЕТ СЕТЬ  АЛКОГОЛЬНЫХ  ГИПЕРМАРКЕТОВ. ПОДОБНЫЕ ФОРМАТЫ УСПЕШНО РАБОТАЮТ  В  США  И  ЕВРОПЕ,  НО НИЧЕГО ПОХОЖЕГО НЕ БЫЛО ДО СИХ ПОР В РОССИИ.СОЗДАТЕЛЬ   СТАРТАПА  НАДЕЕТСЯ  НЕ  ТОЛЬКО  ЗАРАБОТАТЬ  НА  КРУПНЫХ ПРОДАЖАХ   ВИНА   НА   ПРАЗДНИКИ,  НО  И  ОРГАНИЗОВАТЬ  ЛИКБЕЗ  ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ВИНОЛЮБОВ.

   В  2010  г.  руководитель  принадлежащей  «Азбуке вкуса» сети бутиков
«Коллекция  вин»  Андрей  Ткемаладзе ушел со своего поста, но без работы
не   остался.   «Еще  в  2003  г.  акционеры  «Азбуки  вкуса»  попросили
«нарисовать»  мое видение развития алкогольного рынка в России на десять
лет  вперед,  и я написал, что могут появиться гипермаркеты алкоголя, но
меня   обозвали   «кремлевским  мечтателем»,  и  идея  была  забыта»,  -
рассказывает  он. Однако затем топ-менеджер, по его словам, познакомился
с  акционерами  небольшой  девелоперской  фирмы «Альтимус», которые сами
предложили  Ткемаладзе  реализовать  проект  по  созданию  гипермаркетов
вина.  Имена  своих  инвесторов  Андрей  Ткемаладзе не раскрывает, как и
детали  соглашения.  Но  теперь экс-глава «Коллекции вин» будет выводить
на  отечественный  рынок новый формат. Первый алкгольный гипермаркет под
названием  Vinberry  открылся  в конце апреля в торговом центре «Золотой
Вавилон».

ВИННАЯ ПРОПАГАНДА

   Объем  инвестиций  в  создание первого гипермаркета Андрей Ткемаладзе
не  уточняет,  однако,  по  мнению  старшего  аналитика  ИФК «Метрополь»
Татьяны  Бобровской,  вложения  в одну точку можно оценить примерно в 50
млн  руб. 
Всего  в 2011 г. в Москве планируется открыть как минимум три
таких  магазина.  Для этого Vinberry предполагает арендовать по 1000 кв.
м  в  торговых  центрах,  что  необычно  много  для  специализированного
алкогольной   розницы.  Для  сравнения:  специализированные  алкогольные
магазины  «Ароматный  мир» занимают площадь всего 200 - 300 «квадратов».
«Весь  алкогольный  отдел  «Ашана»  -  это как раз и есть 1000 кв. м», -
уточняет   Андрей   Ткемаладзе.   По   его   словам,  основное  полочное
пространство  будет  отдано  вину,  однако  в  гипермаркете нельзя будет
купить  дорогую продукцию - например, вино, стоимость которого превышает
10  000  руб.  «Мы  планировали,  что  у  нас  будет больший ассортимент
отечественных   недорогих   вин,   но   при  дегустации  были  вынуждены
отказаться  от  этой  идеи,  потому  что  выяснили: если российское вино
дешевое,  то  оно вполне соответствует своей низкой цене и по качеству»,
-   добавляет   эксперт.   Предполагается,  что  средний  чек  в  винном
гипермаркете  составит  около  800  руб.,  за  которые покупатель сможет
приобрести несколько бутылок вина.
   Привлечь  к  себе  клиента в Vinberry задумали не совсем обычными для
нашего  ритейла  способами.  Во-первых,  на  ценниках  к винным бутылкам
будет  указано  три  цены:  первая  -  за  одну бутылку, вторая - за три
бутылки,  третья - за шесть бутылок. «Это сделает проект привлекательным
для  тех,  кто  закупает вино на какие-то праздники, например на свадьбу
или    день   рождения»,   -   комментирует   Вадим   Дробиз,   директор
исследовательской  компании  «ЦИФРРА». Более того, наценку на алкоголь в
Vinberry  обещают  понизить  - от 10 до 30% при ее среднерыночном уровне
около  50%.  Однако  самое  главное отличие нового проекта заключается в
том,  что  вина  будут  расположены на полке не по странам происхождения
или  по  возрастанию  цены,  а  по их сочетаемости с различными блюдами.
Более  того,  в  магазине  не  будет продавцов-консультантов: вместо них
установят   специальные   сканеры,  поднеся  бутылку  к  которым,  можно
прочитать  всю  информацию  о  вине. «Надо быть честными и признать, что
99,9%  населения  у нас не разбираются в вине, а если человек чего-то не
знает  и  не  хочет  в  этом  признаваться, ничто не пугает его так, как
консультант,  набрасывающийся  на  него  с  криками:  «Чем  я  могу  вам
помочь?» - объясняет Андрей Ткемаладзе.

АРОМАТНЫЙ АЛКОГОЛЬ

   Мерчендайзинг   Vinberry   действительно   уникален   для  российской
розницы,  правда,  у  экспертов есть разные мнения на тот счет, приведет
ли  он  к  реальному  увеличению  продаж.  «Это  очень  интересная идея,
поскольку   в  последние  годы  повышается  культура  пития  алкогольных
напитков.  Интерес  покупателей сейчас направлен не только на имиджевые,
географические,  вкусовые свойства напитка, но и на его гастрономические
тонкости,  на  изысканность  сочетания  с той или иной едой», - поясняет
Гела   Абсандзе,   вице-президент   компании   «Вельд-21»,  занимающейся
импортом  элитного  вина  в  РФ. Впрочем, по мнению Вадима Дробиза, «то,
что  предлагает  Vinberry  -  это  ликбез  для  населения,  и  это очень
правильно».   «Российский  производитель  вина  ТД  «МВЗ»  сделал  нечто
похожее:  на  бутылках недорогого вина - в ценовой категории до 200 руб.
-  они  стали указывать, к какому блюду подходит вино, и проект оказался
успешным»,  -  напоминает  эксперт.  По словам исполнительного директора
Gerrus  Group  Кирилла  Бутко, задумка Vinberry как минимум необычна, но
говорить  о  жизнеспособности этой схемы продаж можно будет только через
несколько  месяцев  после  старта,  но  пока  ее считают лишь интересным
маркетинговым ходом.
   Новому   формату   может   помочь  то,  что  в  РФ  стабильно  растет
потребление  вина.  «Рынок  вернулся  на  докризисные показатели. Внутри
страны  пришли  инвестиции  в  виноделие, и уже есть отечественные вина,
которые  вывозятся  на  зарубежные  выставки  и, вероятно, будут оценены
специалистами  на Западе», - рассказывает Вадим Дробиз. По данным Gerrus
Group,  объем  рынка  вина  в  России  - около 100 млн декалитров в год.
Между  тем  специализированная  алкогольная розница, прежде всего винные
бутики,  в  последнее  время  практически не развивалась. «Бутики есть у
ведущих   импортеров   вина,  это,  по  сути,  шоу-румы,  количество  же
розничных  специальных алкогольных проектов сокращается», - констатирует
Андрей  Ткемаладзе.  По  его словам, если раньше дистрибьюторы разделяли
бутиковый  ассортимент  с товаром для сетевой розницы, то теперь в более
выгодном  положении  оказались  крупные  гипермаркеты  -  из-за  объемов
продаж.  В  итоге  на  рынке  специализированной  алкогольной  розницы в
средней  ценовой категории в столице действует лишь один крупный игрок -
сеть  «Ароматный  мир»,  включающая  около  80  точек.  «В регионах есть
небольшие  сети  специализированных  магазинов,  но все-таки таких сетей
немного», - отмечает Кирилл Бутко.

КЛИЕНТЫ ОПТОМ

   Пока  основные  вопросы  возникают  к  самому  формату: у алкогольных
гипермаркетов  целевая  аудитория  есть, но насколько она велика, до сих
пор  не  ясно.  «Не надо ожидать, что Vinberry станет мощной федеральной
сетью,  у  таких  магазинов может существовать несколько точек в Москве,
Санкт-Петербурге,   а   также   по   одной  в  городах-миллионниках»,  -
рассуждает  Вадим  Дробиз.  Более  того,  по  словам  Кирилла  Бутко, за
границей  формат  винных  гипермаркетов  развивается  в  основном  из-за
законодательного  ограничения, не позволяющего продавать такую продукцию
в  обычных  супермаркетах,  но  дело в том, что в нашей стране подобного
ограничения   нет  и  пока  не  предвидится.  Поэтому  неясна  мотивация
покупателей,  которые  могут  стать  посетителями  винного гипермаркета,
считает  эксперт.  «Я  не  очень  верю в успех специализированных винных
гипермаркетов.  Это  связано  с  тем,  что  в  российских  универсальных
гипермаркетах  представлен достаточно широкий выбор недорогого алкоголя.
К   тому  же  винное  потребление  в  России  еще  не  дошло  до  уровня
гипермаркетов.  Вероятно,  что  зарабатывать такие магазины будут именно
на   крепком   алкоголе»,   -   комментирует  Алексей  Могила,  директор
департамента  торговой недвижимости компании Penny Lane Realty. При этом
предполагается,  что и другие алкогольные гипермаркеты Андрея Ткемаладзе
будут  появляться  в  торговых комплексах, где уже действуют продуктовые
супер-  и  гипермаркеты. В частности, следующий магазин должен открыться
в  ТК  «Мегаполис»,  арендатором которого уже является «Карусель». Таким
образом,  получается,  что гарантированная целевая аудитория алкогольных
гипермаркетов  в основном будет состоять из тех, кто специально закупает
вино  на  праздники, учитывая скидки за объем. По мнению Вадима Дробиза,
вероятно,  Vinberry  сможет «оттянуть» у гипермаркетов часть покупателей
алкоголя,  только новому профильному гипермаркету нужна хорошая реклама,
чтобы  покупатель узнал о существовании альтернативы алкогольному отделу
обычного  продуктового  магазина. По словам самого Андрея Ткемаладзе, он
больше  надеется  не на рекламу, а на «сарафанное радио»: по статистике,
один  покупатель,  которому  понравилось,  приводит  8  новых.  При этом
предприниматель   не   слишком   опасается  конкуренции  с  продуктовыми
гипермаркетами.  Как  бывший  гендиректор винного бутика, он утверждает,
что  в  отечественном ритейле очень мало специалистов по вину, и с явной
иронией  относится  к  квалификации закупщиков винных отделов крупнейших
торговых  сетей.  «Наш  ассортимент по вину с российскими гипермаркетами
пересечется  только  по  80  позициям.  Мы  не боимся «садиться» рядом с
«О'кей»,  «Каруселью»  и  «Перекрестком». Только в один торговый центр с
«Ашаном»  мы не пойдем, вот из его алкогольных отделов люди не выходят с
пустыми руками», - резюмирует он.



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2025. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   YouTube