Мы в СМИ

09.08.2016

UlanMedia: Баир Цыренов: Нужна персональная ответственность лиц, из-за которых закрывают предприятия

Депутат Народного Хурала и управляющий компанией «Метрополь» в Бурятии рассказал о ведении бизнеса в республике

Улан-Удэ, 3 августа, UlanMedia. Об основных направлениях деятельности компании «Метрополь», об инвестиционном климате в условиях санкций и особенностях предпринимательства в кризис корр. ИА UlanMedia рассказал директор дирекции по региональной деятельности ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ» в Бурятии, депутат Народного Хурала РБ Баир Цыренов.

СПРАВКА. Группа компаний «МЕТРОПОЛЬ» – крупная международная инвестиционная промышленная группа с российским капиталом. Компании Группы работают в различных областях: биржевые операции, управление финансовыми средствами и консалтинг, банковский бизнес и инвестиционная деятельность, освоение и разработка месторождений, работа на рынках недвижимости и туристических услуг, поддержка инновационных проектов. Группа «МЕТРОПОЛЬ» работает на рынках капитала Европы, Азии, Африки и Америки. Группа представлена в Великобритании, Сербии, Черногории, Японии, Китае, Демократической Республике Конго, Вьетнаме и на Кипре.

— ИФК «Метрополь» работает практически по всему миру и имеет различные направления в своей деятельности. Чем «Метрополь» занимается именно в Бурятии?

— В Бурятии основное направление нашей деятельности — это горнорудная промышленность, которая сейчас находится в законсервированном состоянии, потому что конъюнктура сегодня так сложилась. Уверен, что скоро произойдут позитивные изменения. Затем у нас есть аэропортовая деятельность — аэропорт «Байкал», а также отельный бизнес — отель «Мэргэн Батор», отели на Байкале и туристическая деятельность.

— Инвестируете ли вы в местный крупный бизнес?

— Основные наши инвестиции были в освоение местного Озерного полиметаллического месторождения. Там порядка 200 млн долларов инвестиций. Менее крупные инвестиции – по 20 млн долларов в более легкие месторождения, и инвестиции в аэропорт Байкал. Мы приобрели его в 2011 году и кардинально улучшили – сегодня все эти изменения видят. А есть также инвестиции в строительство недвижимости – это Бурятский Деловой центр.

— Что касается аэропорта, вам принадлежит только здание. А взлетные полосы? На федеральном уровне принято решение о выделение 4 млрд рублей на строительство новой полосы. Вы будете как-то участвовать в реализации этого проекта?

— Взлетные полосы – федеральная собственность. По федеральному закону у нас только аэровокзал, его штат и еще некоторые сооружения.

Мы будем участвовать в этом проекте, как сторона, которая представляет заказчика. Вернее будет сказать, что мы интересанты в этом деле, потому что хотим, чтобы полоса была построена качественно, чтобы не было такого, что произошло с существующей полосой (из за ненадлежащего качества взлетной полосы в аэропорту «Байкал» в 2015 году из Бурятии ушел «Аэрофлот» — прим. Ред.). Поэтому мы будем работать с заказчиком и генподрядчиком именно в плане контроля строительства. Поскольку это на нашей территории будет происходить, мы будем за всем внимательно наблюдать. Будем оказывать всемерную помощь подрядчику и заказчику, чтобы они комфортно себя ощущали, а строительство шло быстрыми темпами, потому что специфика строительства такова, что некоторые работы можно делать только в теплый период. Сейчас заказчик — ФГУП АГАА осуществляет подбор генерального подрядчика. Предполагалось, что это будет «Спецстрой», но на сегодняшний день официального подписания контракта еще нет. Если «Спецстрой» откажется от заключения контракта, то Росавиация проведет выбор на конкурсной основе. Мы бы очень хотели, чтобы в этом году начались первые работы, хотя бы планировочные и земляные, подготовка основания полосы, словом, все то, что можно делать в осенне-зимний период, потому что сумма большая предполагается – 1,7 млрд рублей, а времени остается очень мало. Мы этим обеспокоены.

— А вы сами будете вкладывать какие-то средства в строительство полосы?

— В саму полосу – нет, потому что это федеральная собственность. Но со строительством новой полосы у нас увеличится количество прибытий. Увеличится количество самолетовылетов и, соответственно, увеличится пассажиропоток. Он может расти быстрее или медленнее, больше или меньше, все будет зависеть от конкретных состояний на тот момент. Наша цель для привлечения кардинального потока изыскать средства на то, чтобы построить новый терминал с достижением потока в разы превышающего сегодняшний уровень. Очень хотелось бы, чтобы Улан-Удэ стал межрегиональным авиахабом. Сегодня мы привлекаем китайских партнеров и предлагаем себя как грузовой логистический центр, потому что мы находимся близко, как от центральной части России, так и от Японии, и вблизи от полярных маршрутов. Но самое главное, у нас аэропорт практически круглогодичный, редко бывает, чтобы он закрывался по погоде на один день, и мы можем обеспечить комфортные условия обслуживания грузоперевозчиков и авиаперевозчиков. Мы понимаем, что Иркутску мы, пока не конкурент, но свою нишу в плане грузоперевозок мы бы заняли.

— На ваш взгляд, есть ли какие-то особенности ведения бизнеса в Бурятии?

— Региональные особенности есть. Это в первую очередь те ограничения, которые накладывает природоохранное законодательство. Они касаются практически любой сферы деятельности. Те ограничения, которые возникли в связи с введением обязательной экологической экспертизы всех предприятий, которые строятся на Байкальской природной территории. Там, где раньше это предполагалось – это центральная экологическая зона, теперь все строительство в республике должно проходить эту экспертизу. Это удорожает и, самое главное, затягивает по времени строительство. Ведь экологическая экспертиза требует больших временных и денежных затрат.

Другой особенностью является то, что в республике невысокая плотность населения и, соответственно, низкая плотность бизнеса. Плюс ко всему — у нас еще недостаточно развита инфраструктура – дорожная и энергетическая, хотя в этом плане уже что-то делается – и на федеральном уровне и на республиканском. К примеру, мы планируем получить из Фонда развития Дальневосточного региона и Байкальского региона порядка 600 млн рублей на проектирование строительства железной дороги Могзон – Озерный.

Еще бы я отметил, то. что на слуху, это давление на бизнес со стороны налоговых органов

— Вы тоже ощущаете на себе некий прессинг?

— Мы чувствуем некоторые моменты. Мы, например, идем возвращать НДС, а нас смотрят, как на потенциальных расхитителей. Хотя все видят, что НДС, который возвращается, тут же рефинансируется у нас на текущую деятельность. Такого нет, чтобы НДС вернули и тут же его куда-то вывели, на Кипр или в какие-то офшоры.

Поэтому я на круглом столе ОНФ весной выступал и говорил, что нужно посмотреть и на персональную ответственность лиц, которые отвечают за то, что некоторые производства были необоснованно ликвидированы. Так уже было – некое предприятие ликвидировали, а вернее сказать, привели к банкротству, а позже выяснилось, что никаких преступлений там не было. Предприятие закрылось, рабочих мест Республика лишилась, а за это никто не ответил.

— Вам пришлось закрывать какие-то предприятия?

— Нет, я говорю про Макбур. У нас, к счастью таких проблем не было.

— Что на ваш взгляд стоило бы изменить в законодательстве, как федеральном, так и местном?

— Сейчас, наверное, и можно было что-то изменить, но еще год назад я говорил – давайте какой-то ничего не будем менять в законодательстве в отношении бизнеса, потому что когда правила игры меняются постоянно, это не действует положительно на ситуацию с предпринимательством. Люди привыкли к одному, и внезапно появляется что-то другое. Понятно, что бюджет хочет повышать наполняемость. Но это можно делать как за счет того, что гайки закрутили, и число предпринимателей и рабочих мест осталось такое же или уменьшилось. А если гайки не крутили, то число рабочих мест увеличивается и доход бюджета тоже увеличивается.

Поэтому еще раз повторяю – ответственность должностных лиц за развал бизнеса я бы предусмотрел. (сейчас, кстати, и генпрокурор Чайка выступил за это).

— Как на ваш взгляд кризис сказался на экономике республики?

— Он сказался двояким образом. С одной стороны, за счет роста курса доллара у нас экспортная выручка выросла. С другой стороны, за счет того, что стало меньше денежных средств, происходит замедление деловой жизни. Мы видим, что кредиты для предприятий стали менее доступны и более дорогие, и кредитов, собственно, стало меньше. В силу того, что происходит в кризис – предприятий меньше, зарплаты меньше, население впадает в кредиты и закредитованность населения становится все больше. Это тревожит, потому что в определенный момент это может привести к социальной напряженности. Люди понимают, что может наступить момент, когда они не смогут платить по кредитам и зарплаты не будет. Мы видим снижение числа покупателей в торговых центрах и магазинах.

— Существует мнение, что каждый кризис приносит с собой определенные положительные моменты. В этот кризис такие моменты проявились?

— По импортозамещению у нас ситуация улучшилась. Хотя тут стоило бы посмотреть статистику и проверить ее не в денежном отношении, а в натуральном. Надо посмотреть, потому что цены поднимаются и в денежном отношении у нас все хорошо, а в натуральном может быть не все так красиво, я думаю. Когда мы будем рассматривать отчет по программе социально-экономического развития в Хурале, на это будет нужно обратить особое внимание. Хотелось бы, чтобы за счет импортозамещения у нас развилось сельское хозяйство — овощеводство, например. Но пока что в магазинах видим в основном продукцию Китая. Китай, конечно, не подпадал под санкции, но речь ведь о том, что свое производство надо развивать.

— Что касается непосредственно компании «Метрополь», кризис на вас как-нибудь сказался?

— Из-за санкций инвестиционный процесс с западными партнерами остановился. Те инвесторы, которые хотели вложиться, и изучали Озерное месторождение, другие проекты, они уведомили нас, что с введением санкций процесс останавливается минимум на три года. Сейчас кое-кто подает сигналы о том, что санкции скоро кончатся и конъюнктура мировая по ценам на металлы складывается благоприятно. Мы надеемся, что к концу года или к началу следующего мы увидим здесь бизнес-делегации, которые приедут с конкретными предложениями и по Озерному и другим месторождениям.

СПРАВКА. Одним из приоритетных направлений деятельности Группы являются прямые инвестиции, в частности, в горнодобывающую промышленность. Для этого была образована компания MBC RESOURCES. По оценкам международных экспертов, компания является одним из мировых лидеров по запасам цинка, свинца и бериллия. Для освоения и разработки месторождений в Республике Бурятия, создания необходимой промышленной и социальной инфраструктуры в Байкальском регионе в 2005 году создана Корпорация «МЕТАЛЛЫ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ». На сегодняшний день она владеет лицензиями на разработку месторождений, содержащих: цинка от общих балансовых запасов России – 47%, свинца – 24%, бериллия – 80%.

— Какие-то направления деятельности «Метрополя» вышли в плюс во время кризиса?

— Кое в чем мы улучшили свои показатели. Вот, к примеру, отель «Мэргэн Батор». Возросло число иностранных постояльцев, в том числе из Монголии, для которых сейчас за счет курсовой разницы проживание стало в два раза дешевле в валюте. При этом свои цены в рублях мы кардинально не поднимаем, ведь у нас останавливаются и россияне.

На авиаперевозках сказался кризис, народу стало летать меньше. Аэропорт «Байкал» держит свои цены ниже соседей и не повышал тарифы. Тут есть определенная претензия к авиакомпаниям, которые в летний период задирают цены. Это также связано с тем, что обанкротилось «Трансаэро», которое раньше к нам летало, и за счет ее присутствия другие авиакомпании тоже сдерживали цены. Сегодня мы видим, что цены на перелет до Москвы выросли в два с половиной раза. И часть пассажиропотока ушла на Иркутск и Читу.

— Расскажите, пожалуйста, о туристическом направлении вашей деятельности.

— У нас есть компания «Метрополь-Экспресс», которая занимается приемом туристов. Наши главные активы здесь – это отель «Мэрген Батор» и два отеля на Байкале. Они полностью заполнены в летний период, а в зимний – туристы отсутствуют. Но сейчас мы активнее работаем с Китаем и Японией . с последней по нашим контактам с JTB

Хотелось бы отметить особую экономическую зону «Байкальская гавань», потому что мы там резиденты. Там вопрос несколько затормозился и правительство Бурятии принимает меры, чтобы он сдвинулся с места. Сегодня у нас в связи с ограничениеми водоохранного законодательства земля, на которой построены объекты, не оформляется в собственность инвесторов. В таких условиях финансовые и инвестиционные институты не готовы вкладывать средства в строительство. Потому что ты построил здание, а тебе говорят: «У тебя земля в аренде». Пусть даже скажут, что она в аренде на 10 лет или 20 лет, все это – риски, и финансовые и инвестиционные институты не хотят их нести.

— Ваша деятельность в «Байкальской гавани» оказалась прибыльной?

— Пока нет. Мы вложили туда большие средства – более 4 млн долларов – в проектную документацию, подготовительные работы и пока все находится в подвешенном состоянии. Мы ждем, пока ситуация прояснится, идут суды, мы наблюдаем за судебной практикой, когда людям отказывают в оформлении земли, и это нас очень напрягает и не дает двигаться дальше.

Резюмируя, хочу отметить, что несмотря на все трудности, мы должны преодолеть и этот кризис. Мы видим сегодня определенный энтузиазм молодежи, а главное все больше людей стремится самим решать свою судьбу.


Подробнее: http://ulanmedia.ru/news/economics/03.08.2016/522631/bair-tsirenov-nuzhna-personalnaya-otvetstvennost-lits-iz-za-kotorih-zakrivayut-pr.html



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube