 |
|
Мы в СМИ
05.11.2007
ПРОФИЛЬ: Ускорение реакции
Дмитрий Матвелашвили
Российский нефтехимический бизнес растет через «не могу». Главным стимулом компаний для инвестиций в новые проекты по-прежнему остается страх потери рынка. Если в ближайшие 10 лет в отрасли не произойдет кардинальной модернизации, Россия утратит конкурентоспособность и останется на этом рынке лишь в качестве поставщика сырья.
Ближайшие годы станут решающими для российской нефтехимии. Рекордный рост последних лет обострил фундаментальные проблемы отрасли — высокий уровень износа оборудования, нехватку мощностей, а также все нарастающую экспансию иностранцев на наиболее прибыльные сектора внутреннего рынка.
Алхимия рынка
Нефтехимический бизнес в нашей стране имел отличные шансы стать одним из локомотивов роста экономики. Сырьем для нефтехимической промышленности служат так называемые прямогонные бензины и сжиженные газы. Фракции, кипящие при температуре 180—200 градусов. Источниками сырья для нефтехимических предприятий являются НПЗ и ГПЗ (газоперерабатывающие заводы). При этом качественная структура добываемой в Росси нефти — весьма благоприятная для нефтехимии, поскольку включает в себя большие доли легкой нефти.
Однако, несмотря на обеспеченность сырьем, удовлетворить растущий спрос российская нефтехимия по-прежнему не способна. Если в среднем по стране загруженность НПЗ составляет около 70% от мощности, то вторичная переработка — собственно выпуск нефтехимической продукции — загружена полностью и работает на пределе.
В результате большая часть продуктов первичной переработки идет на экспорт — по сниженным ценам, как полуфабрикат. Притом что внутри страны значительный спрос на нефтехимическую продукцию: поливинилхлорид (ПВХ), полиэтилен, полипропилен, полибутилен (ПБ), полиэтилентерефталат (ПЭТФ) и т.д. Причем по всем этим видам продукции спрос опережает предложение на внутреннем рынке и удовлетворяется за счет импортных поставок.
Спрос, по мнению аналитика инвестиционной компании «Финам» Михаила Фролова, обусловлен активным развитием строительства, автопрома (за счет выхода на рынок иностранных производителей), производства товаров повседневного потребления.
Алексей Кокин из ИФК «Метрополь» приводит данные, согласно которым спрос на полиэтилен и полипропилен в 2006 году вырос на 12% и по итогам 2007 года должен вырасти еще на 25%.
«Спрос на российском рынке поливинилхлорида существенно опережает предложение. Также стоит отметить толуол (краски, пластмассы), сольвент (растворители), полиэтилен, полипропилен (трубы, арматура), в несколько меньшей степени бензол. По сути, речь идет о десятках разных видах продукции, многие из которых ранее рассматривались как побочные», — рассуждает Михаил Фролов.
В целом же дефицит на продукцию нефтехимии связан, по мнению Михаила Фролова, либо с нехваткой российских мощностей, либо с ненадлежащим качеством, не позволяющим конкурировать с западными аналогами. К первому можно отнести рынок полимеров, и в частности ПВХ, где основная проблема — дефицит мощностей. В настоящее время мощности отечественных производителей ПВХ работают с максимальной загруженностью, а импортные поставки крупнейших мировых производителей расписаны на месяцы вперед. Во втором случае это продукция лакокрасочной промышленности.
Тем не менее в целом развитие российского рынка нефтехимической продукции соответствует мировым тенденциям — опережающий рост спроса. Правда, в мире в данном секторе основные инвестиции идут в НИОКР. Россия в этом плане пока явно отстает.
Тактика догоняющего
В России, по мнению экспертов и аналитиков, основной тенденцией остается модернизация действующих мощностей, а не создание инновационных производств. Из основных событий на этом рынке в 2007 году наблюдатели отмечают запуск установки по выпуску полипропилена на «Нижнекамскнефтехиме» мощностью 180 тыс. тонн в год и на «Ставролене» (принадлежит «ЛУКОЙЛу») мощностью 120 тыс. тонн в год. В ближайшее время ожидается осуществление еще нескольких проектов по выпуску этого продукта, что поможет покрыть существенно возросший спрос. Ввод же новых мощностей будет активно происходить в 2011—2012 годах, когда будут завершены начатые в этом и в прошлом году инвестиционные проекты.
Один из наиболее крупных и перспективных, по мнению Михаила Фролова, комплекс в Нижнекамске, который с завершением инвестиционной программы модернизации будет производить самую широкую линейку нефтехимической продукции. Координатором проекта является «Татнефть», на строительство комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов планируется потратить более 130 млрд рублей (свыше $5 млрд).
Впрочем, резервы развития отрасли за счет модернизации ограничены. Кроме того, проблема не столько в выборе способа расширения производства, сколько в недостатке новых, современных технологий, считает Кирилл Попов, и.о. заместителя гендиректора по развитию и маркетингу «ЛУКОЙЛ-Нефтехима»: «Есть вещи, которые невыгодно модернизировать, проще построить новые. В российской нефтехимии очень много морально и физически устаревшего оборудования. Есть, в конце концов, физические пределы, когда дальше просто нельзя эксплуатировать оборудование. Вопрос не столько в том, модернизировать или строить новые заводы. Вариантов развития много, и возможности для того, чтобы двигаться по всем направлениям, есть. Главное — чтобы это делалось в рамках новых технологий, в соответствии с мировыми тенденциями. То есть мы берем сырье и эффективно его перерабатываем. Строить ли новый завод, модернизировать ли имеющиеся мощности — вопрос в данном случае не принципиальный».
Важнее, по мнению Кирилла Попова, технологическое отставание, кадровые проблемы, отсутствие четкой государственной и региональной политики.
С одной стороны, закупать западные технологии в отсутствие отечественных разработок в какой-то мере выгодно российским производителям: выходить на внешний рынок с лицензионным, хорошо известным продуктом легче, чем проталкивать туда свой. В то же время, не развиваясь технологически, в лучшем случае можно претендовать на роль поставщика не слишком дорогих полуфабрикатов и сырья.
Тем более в условиях обостряющейся конкуренции на мировом рынке. По мнению Кирилла Попова, нефтехимия в Европе фактически обречена. Даже несмотря на то, что строительство нового нефтехимического завода в Восточной Европе обойдется, по его оценкам, дешевле, чем в России. «Там строй, не строй — все равно они не смогут конкурировать с нефтехимической продукцией из Азии или из стран Персидского залива. Во всяком случае, сложности будут. Ведь на европейские заводы нужно привезти сырье. А зачем это делать, если тот же Иран, Ирак или Саудовская Аравия уже сейчас активно развивают свою переработку и скоро будут возить не сырье для нефтехимии, а продукт для дальнейшей обработки?»
Общая инвестиционная привлекательность нефтехимической отрасли в России, по мнению экспертов и аналитиков, высокая. Но сколь-либо активная деятельность в этом направлении интересна лишь стратегическим инвесторам. Да и то, позволить себе вкладывать значительные суммы на довольно длительный срок (окупаемость инвестиций в нефтехимической отрасли в среднем 15 лет) могут лишь крупные, вертикально интегрированные холдинги. «Распространенность толлинговых схем и непрозрачность бизнеса повышают риски вложений для частных инвесторов. Кроме того, на рынке мало ликвидных инструментов, так что нефтехимия пока остается полем для крупных игроков», — считает Михаил Фролов. В перспективе, отмечает он, инвестиционная привлекательность отрасли будет расти, а темпы роста находятся в прямой зависимости от скорости реализации инвестиционных проектов и конъюнктуры нефтехимического рынка . В то же время Алексей Кокин обращает внимание на то, что «Сургутнефтегаз» отказался от строительства завода полимеров, так как считает, что рынок насытится в ближайшие годы.
Так или иначе, но конкурировать российской нефтехимии в ближайшие годы придется очень остро. В основном, считают эксперты, со странами Азии и Персидского залива. И если в ближайшие годы не удастся нарастить мощности за счет реализации крупных инвестиционных проектов и подтянуться в технологическом плане — российская нефтехимия может разделить участь российского автопрома: удовлетворение непритязательного внутреннего спроса дешевой продукцией на фоне медленного угасания.
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|