Интервью - Пресса

14.03.2011

«Финансовый сектор восстанавливается быстрее всех». Интервью руководителя Группы МЕТРОПОЛЬ М.В. Слипенчука газете РБК-daily

Залог будущего успеха - в прямых инвестициях в майнинг, девелопмент, отельный бизнес и новые технологии, уверен руководитель группы «Метрополь» Михаил Слипенчук, хотя финансовый бизнес для него лично привлекательнее. В 2010 году «Метрополь» усилил команду, начал добычу на Озерном месторождении, нашел партнеров для проектов в сфере недвижимости. О том, как они развиваются, МИХАИЛ СЛИПЕНЧУК рассказывает корреспонденту РБК daily ДАНИИЛУ ШАБАШОВУ.

ИТОГИ КРИЗИСА

- Какие достижения группы вы бы выделили в 2010 году?

- Первое, что я бы назвал, - обновление коллектива, приход в компанию новых людей: Дэна Рапопорта, Артура Плауде, Алекса Родзянко и других. Также начало работы горнодобывающего предприятия на Озерном месторождении. Подписание договора с компанией Banyan Tree на управление отелем и виллами острова Святого Марка в Черногории, открытие после реконструкции отеля Tulip Inn Putnik Belgrade, завершение экспедиции «Миры на Байкале».

- Восстановился ли при этом штат группы «Метрополь»?

- В 2010 году он вырос на 10%, до 1100 человек. Более половины из них - это операционно-финансовый блок. Но во время кризиса пришлось сократить 600 сотрудников из 1600. Зарплаты в среднем были урезаны на 30-50%.

- Не пожалели о слишком сильном сокращении?

- Ни разу не пожалел, хотя СМИ и писали, что, видимо, у нас не все в порядке, раз сокращаем столько людей. Это был 2008 год, и я увидел повторение картины 1998 года. Две недели наблюдал за фондовым рынком и решил, что кризис пришел всерьез и надолго, значит, доходы будут падать, значит, надо сокращать и расходы. Поэтому по всем подразделениям начались массовые сокращения, в основном они коснулись тех направлений, которые не давали моментальной прибыли. К примеру, прямые инвестиции - горнодобывающая отрасль, недвижимость, туризм и так далее. Все усилия мы сосредоточили в финансовом секторе, так как в кризисное время он является основным бизнесом, в нем сокращения были всего 30%, тогда как в других - до 80%.

- Вернулись ли сейчас зарплаты в группе на докризисный уровень?

- В разных направлениях по-разному. Мы были первыми, кто начал сокращать зарплаты еще в октябре 2008 года, но и первыми начали их поднимать уже в сентябре 2009 года. Это, в частности, является отражением того, что финансироваться на рынке было дороже, чем у своих сотрудников.
Если говорить в целом, то финансовый сектор по сравнению со всей экономикой восстанавливался быстрее всего и с точки зрения сроков, и с точки зрения рабочих мест. Но связано это с тем, что государство делало массированные вливания именно в финансовый сектор, но при этом средний и малый бизнес в достаточно плачевном состоянии находится и по сей день. Частный бизнес деньги не получал, выживал самостоятельно. И только недавно появились первые ростки кредитования среднего и малого бизнеса, но в очень малом количестве. А вот бонусы мы никогда не отменяли. Бонусы - самое святое, что есть в бизнесе.


ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ

- Можно ли говорить, что в 2010 году начался рост?

- В прошлом году у меня в сумме получилось 140 дней зарубежных командировок и порядка 40 дней - отечественных. Все они были направлены на усиление позиций «Метрополя». Активность выросла по сравнению с 2008 годом раз в пять и даже больше.

- А какова конкретная цель поездок: поиск финансирования, новых партнеров, точек роста?

- Все три причины. Группа диверсифицированная, поэтому практически все проекты надо было поддержать. Нести общественную нагрузку. К примеру, в Конго провели большой бизнес-форум, привезли 40 крупнейших российских компаний-производителей. Посещение Сингапура привело к подписанию договора на управление недвижимостью на острове Святого Марка с оператором Banyan Tree. В Японии подписали два контракта - о продаже 50% в Обибанке (входит в группу «Метрополь»), а также о проектировании туристической зоны в «Байкальской гавани».

В Нью-Йорке участвовали в ноябре в выпуске пятилетних евробондов «Газпрома» на 1 млрд долл. Организаторами выступали J P Morgan и Credit Agricole, а мы были коменеджерами, нашей зоной ответственности была Россия. Мы собрали заявок больше чем на 400 млн долл., переподписка была в 3,6 раза. Это одно из самых красивых размещений нашего времени, доходность составила 5,092% - рекорд для современной России.

В Сербии открыли отель. В Черногории прошла встреча с премьер-министром на предмет сотрудничества по острову: я предложил открыть там зону свободной торговли, например, предметами роскоши, часами, бриллиантами, золотом, а также ввести экономическое гражданство. Например, человек, который покупает виллу площадью от 300 м, соответственно, инвестирует в страну не менее 4-5 млн евро, и логично, что страна отвечает ему взаимностью. Правительство Черногории идею поддержало, и сейчас, после получения страной статуса кандидата в члены ЕС, будем активно этим заниматься.

- Но разве у вас не право аренды на этот остров?

- В том и дело, что нет. Это уникальный пример во всем Адриатическом море. Это частный остров, все остальные острова предлагают право аренды на 49-100 лет.

- А почему выбрали именно сингапурского оператора для недвижимости на острове?

- Сегодня в европейском пространстве нет ни одного азиатского оператора, а их качество сервиса сильно отличается от европейского и американского, это будет наше огромное преимущество. Просто азиаты раньше боялись идти в Европу, мне потребовалось два года, чтобы их привести.

- Во сколько оценивается весь проект? Когда начнутся продажи недвижимости на острове?

- Точка отсчета - подписание договора с оператором, поскольку виллы строятся по его стандартам. Уже сформирована рабочая группа, архитекторы готовят план застройки, все необходимые разрешения и документацию мы получили, соответственно, в мае-июне начнем продажи. К этому времени планируем завершить оценку проекта. Докризисная оценка была 250-300 млн евро, но что-то подорожало, что-то подешевело. Непосредственно строительство начнется осенью: это курортная страна, и летом там просто нельзя строить.

- Рассматриваете ли вы возможность привлечения стратегических инвесторов в этот и другие проекты?

- Если появится такой инвестор, мы с удовольствием готовы уступить либо часть, либо весь проект.

- Но раньше вы говорили, что для группы «Метрополь» важно сохранять контроль над проектами.

- Это зависит от ситуации, от цены. Мы не строительная компания, поэтому желательно, чтобы пришел инвестор, который в состоянии это сделать, тогда мы готовы отдать контрольный пакет.

- Ведутся ли переговоры уже с кем-то конкретно?

- Мы встречались с крупными инвесткомпаниями на эту тему. Год назад никто даже думать не хотел. Сейчас есть инвесторы на несколько домов, но мы пока можем самостоятельно делать проект.

Когда начался кризис, я сразу сказал, что для нас самая главная задача - сохранить активы. Тогда они ничего не стоили, но уже было понятно, что настроение у всех мировых правительств - печатать деньги. А раз они будут это делать, то и скрытая инфляция будет нарастать. Значит, рано или поздно появится спрос на реальные активы. Сейчас денег много, а проектов мало, спираль только начинает разворачиваться. Мы открыты для обсуждения, свободны от обязательств.

АЗИАТСКИЙ СВЯЗНОЙ

- Во время поездок в Азию присматривались к Гонконгской бирже, рассматриваете ли возможность провести там IPO?

- IPO дает возможность привлечь капитал для решения стратегических задач. В Гонконге это сделать проще. Он стал мощной площадкой в силу экономических причин кризиса, корни которого в Америке и Европе. Мы не исключаем того, что в будущем сделаем IPO, но только когда будет потребность в капитале. Сейчас мы в состоянии сделать свои проекты сами. В том числе и такие крупные, как «Остров Святого Марка» и Озерный горнообогатительный комбинат. В последний мы намерены привлечь прямые инвестиции со стороны крупных финансовых институтов России и Китая. По Озерному мы, кстати, подписали контракт с китайской металлургической компанией Metallurgical Corporation of China (MCC), в соответствии с которым они будут выкупать более 40% продукции.

- Готовы уступить китайцам долю в самом Озерном?

- И к этому готовы, но только не контроль. Это российская территория, и это принципиальное условие.

- Появились ли с приходом нового мэра Москвы подвижки по проекту «Метрополия» (комплекс на территории завода «Москвич»)? Появились ли у него конкретные очертания?

- Чтобы мы могли приступить к стадии проектирования, нужно разрешение правительства Москвы. Этот вопрос станет более ясным ближе к весне. Мы считаем, что этот проект крайне нужен столице, поскольку он симметричен в прямом и переносном смысле «Москва-Сити». Такое же удаление от центра, но на юго-востоке. И мы хотим сделать его с использованием японского опыта, по совсем другим лекалам, с точки зрения логистики передвижения, использования энергосбережения, экологии. Из 1,5 млн кв. м 600 тыс. м будет отдано под парковку, планируем через себя пропустить дублер Волгоградского проспекта, построить прямой выход из метро. «Метрополия» не офисный центр, а город в городе, там будут отели и апартаменты, магазины и зона развлечений, концертные залы. До 80 тыс. человек могли бы ежедневно посещать эту территорию. Я хочу, чтобы проект стал символом отношений России и Японии.

- Были ли сложности с запуском отеля в Сербии?

- Сербскую туркомпанию «Путник» мы купили в 2007 году. Компания приватизировалась второй раз, хвостов было много, соцобязательств, очень много судов, даже 30-летних, - кошмар. Мы полностью очистили компанию, а ее самый интересный актив - отель в деловом районе Белграда реконструировали. Теперь он по уровню сервиса как четыре звезды. Он открылся 30 ноября 2010 года и пока раскручивается. Но думаю, его заполняемость составит 80%, поскольку это единственный отель такого уровня в городе. В дальнейшем мы планируем перестроить наш офисный центр рядом с мэрией Белграда в бутик-отель.

- А какие планы в отношении самого небольшого у вас отеля - luxury-отеля во Франции?

- Для нас это в большей степени статусный проект. За два года с момента покупки мы исправили ошибки прежнего собственника, сменили персонал, провели модернизацию. Там побывали такие звезды, как Шумахер, Мадонна, Ростропович, Аль Пачино. Сейчас мы планируем расширить его, построить еще один корпус и увеличить число комнат с 16 до 40. Плюс сделаем его круглогодичным за счет spa, конференц-зала и т.д.

- Почему вы так много внимания уделяете именно отельному бизнесу?

- Я много путешествую и вижу много ошибок у отельеров. Сейчас я хочу консолидировать наши активы в Сербии, Черногории, во Франции, на Байкале и в Москве и сделать новую компанию - собственника отелей. А все же наиболее для меня интересен, конечно, финансовый бизнес. Мы созидательная компания. Во время кризиса консолидация вокруг финансового бизнеса позволила выжить, но в будущем основной доход будут приносить прямые инвестиции - майнинг, девелопмент, отельный бизнес и новые технологии. По всем четырем направлениям мы очень активно работаем.

- Какая у группы долговая нагрузка?

- У нас никогда большой долговой нагрузки и не было. Во время кризиса банки повели себя неадекватно, неожиданно закрывали кредитные линии. В результате мы остались без оборотного капитала. Это был самый сложный момент, осенью 2008 года, - ликвидности не было, но было большое количество активов, в векселях например, но не было рынка РЕПО, а был выкуп с дисконтом 50%, что достаточно унизительно. Сейчас новые кредиты пока не брали, разве что на реконструкцию нашей недвижимости.

- Но сейчас ставки снизились...

- Банковская система спасена и сохранилась, доверие населения к ней сохранилось, деньги им сдают, и они вынуждены брать депозиты. В кризис ставки доходили до 30% годовых, а сейчас рекордно низкие ставки, это мощный импульс для развития экономики. Осталось только длину увеличить, а то деньги дешевые, но короткие.

- У вас какой самый лучший кредит?

- Самый дешевый - на уровне 11% годовых, а ставки привлечения по депозитам - от 4 до 8% годовых в зависимости от срока.

- Ждете ли нового витка кризиса?

- Мы пока, к сожалению, добывающая страна. Финансового кризиса при современных ценах на нефть не будет. А по поводу экономического кризиса я в шутку часто отвечаю, что не может быть экономического кризиса там, где нет экономики.

Михаил Слипенчук родился в 1965 году в Рубцовске (Алтайский край). В 1987 году окончил географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, затем аспирантуру географического факультета и защитил кандидатскую диссертацию. Деловую карьеру начал в 1995 году в банке «Метрополь» в качестве менеджера отдела ценных бумаг. В 1995 году выступил инициатором создания инвестиционной финансовой компании «Метрополь». С момента основания компании 16 марта 1995 года и по сей день является ее гендиректором.

 Финансовый сектор восстанавливается быстрее всех



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube