Интервью топ-менеджеров - Пресса

13.08.2015

Информ Полис: Интервью Баира Цыренова: Нет «легких» округов

Наш очередной «Деловой завтрак» проходит в прямом смысле по-деловому. Во‑первых, завтракаем в Бурятском деловом центре, обозревая панораму города с Бара «12». Во‑вторых, на деловые вопросы получаем не менее деловые ответы. Потому что сегодня наш собеседник имеет отношение как к бизнесу, так и к политике

На завтрак заказываем традиционные кофе и чай. Да не простой, а фирменный чай с байкальскими травами от ресторана «Мэргэн Батор». От него в свежем утреннем воздухе витает аромат сагаан-дали, чабреца и багульника. Из-за того, что бар медленно вращается, перед глазами постоянно меняются картины и разговор невольно переходит из одной темы в другую.

— Баир Дашиевич, несмотря на раннее утро, здесь завтракает немало людей. Все они живут в вашем отеле?

— Почти все. Потом многие из них прилетают или улетают утренними рейсами. Поэтому особенно важно, чтобы у гостей день начался с мягкой посадки в нашем аэропорту. Ведь это воздушные ворота республики. Входя в них, по дороге в центр города гости республики составляют первое впечатление о нашем регионе.

— Так ведь это все ваш избирательный округ. Вы поэтому избрались именно там? Зачем? Там же многолетние проблемы — от самоволок до мусора и от нехватки детсадов и школ до транспорта.

— Нет «легких» округов. Поверьте, у моих коллег-депутатов в других округах работы не меньше.

— Сейчас многие жалуются на кризис, а у вас заполнены почти все номера в отеле. Да и на «Байкальской ривьере» не протолкнуться от отдыхающих. Можно ли сказать, что туризм спасет нашу экономику?

— Конечно, нет. Туризм у Байкала — это вообще особая тема. Вы посмотрите отзывы туристов о последних пожарах в наших лесах. Я тоже мечтаю о том, что в наших лесах будет чистота и культура, как в городских парках. Ну а мусор — это проблема, которую не решить только добровольцами. Например, в Улан-Удэ любителей мусорить находят с помощью камер. Устройства для видео­наблюдения размещают на столбах, крышах домов и магазинов. На записях хорошо видны номера автомобилей, чьи владельцы выбрасывают мусор в запрещённых местах. Отсюда нам сейчас виден поселок Заречный. Так вот там председатель местного территориального общественного самоуправления Юрий Булгатов знает почти всех жителей и уверяет, что с появлением камер мусорить стали меньше. Всего в нашем посёлке установлено пять камер видеонаблюдения. А для того, чтобы бродячие собаки не растаскивали мусор, возле каждого дома установили специальные ящики с крышками. Жильцы заключают с комбинатом по благоустройству договоры на вывоз отходов.

— Молодцы, конечно. Но это в городе, где все же проще установить камеры и закрытые урны. Но стоит выехать за город, на ту же Селенгу — и выть хочется. Как раз сейчас перед нашими глазами эта река. Обмелела так, что трудно поверить — это главный приток Байкала. А сколько мусора по берегу Селенги?

— Понимаю ваши эмоции и даже в чем-то согласен с вами. Но вы без громких слов лучше поучаствуйте в ежегодной акции «Чистая Селенга — чистый Байкал». В прошлом году ТОС «Заречный» совместно с Советским районом удалось полностью ликвидировать многолетнюю стихийную свалку на берегу Селенги. Это территориальное общественное самоуправление активно сотрудничает и с Фондом содействия сохранению озера Байкал. Волонтёры из Улан-Удэ регулярно выезжают за город и убирают побережье. На территории всего посёлка установлены цветные баннеры с призывом «Не мусорить!». А среди жителей проводится конкурс на самую чистую улицу: победителям даже присваивают особое звание — «улица образцового содержания».

— Прекрасно. Почему бы не повторить этот положительный опыт на Байкале?

— Байкальская береговая служба открыла второй сезон работы лагеря на Байкале. Участники лагеря — добровольцы очистили от мусора набережную реки Селенги. Вы слышали о проекте «Чистые берега Байкала»? Его поддержали программы развития ООН, наш Фонд содействия сохранению озера Байкал и Министерство природных ресурсов Бурятии. Этим летом в Улан-Удэ в четвертый раз прошла масштабная генеральная уборка набережной реки Селенги. В акции приняли участие более 30 волонтеров из разных регионов России и из нескольких стран мира. Все собранные отходы — 31 мешок с мусором — разделены по фракциям и впоследствии отправлены на переработку. После акции волонтеры отправились на участки береговой службы: Прибайкальский, Кабанский и Баргузинский районы республики. Волонтеры работают все лето на особо охраняемых природных участках и в нацпарке «Заповедное Подлеморье». Нигде не набираешь столько силы и энергии, как на Байкале. И очень важно сохранить, не испортить то, что создала природа… Чтобы поддерживать созданное природой, нужны немалые средства.

— Мы уклонились в экологию и вашу депутатскую деятельность. Вернемся в бизнес, в котором вы работаете. Деньгами надо уметь управлять, и не каждый способен на это. В нашей стране, к сожалению, к бизнесмену нет такого отношения, как в других странах. За рубежом это самый уважаемый человек, потому что от его дела зависят налоги и рабочие места. Что дала ваша работа республике?

— Со времени захода ГК «Метрополь» в Бурятию создано свыше 500 новых рабочих мест, построена первая очередь Озерного ГОКа, возведен многофункциональный бизнес-центр с отелем 5 звезд, развивается отельно-туристическое направление. Реконструировано здание международного аэропорта БАЙКАЛ. Но успех любого дела зависит и от команды. Поэтому мы стараемся развивать людей. Самый яркий пример — Дмитрий Гармаев, замдиректора аэропорта. Он начинал с молодого горнорабочего. И таких у нас много, кому дали возможность и открыли путь.

— Из сферы вашей деятельности выбивается Озерный ГОК. Почему такой интерес к месторождениям?

— Потому что толчок для развития региона могут дать природные ресурсы, если привести сюда инвесторов с высокими технологиями. Заводы дают не только рабочие места. Жители окрестных сел будут заняты на сопутствующих производству предприятиях, на поставках и сбыте. К сожалению, мы в эти вещи начинаем только вникать, и деньги для этого необходимы серьезные. Но даже если инвесторов мы сможем найти, мало специалистов, технологий. Поэтому мы отправляли выпускников школ в горный институт с нашими стипендиями. Наша система налогообложения пугает иностранцев. Но это не значит, что работать в этом направлении не нужно.

— Озерное месторождение разрабатывается еще с советских времен. Но ни тогда, ни в 90‑е годы никто не знал и даже не видел представителей компаний, которые занимались этим месторождением, не говоря о помощи местным жителям. Поэтому ваша открытость резко контрастирует с вашими предшественниками. Не проще ли было бы тоже работать тихо, не привлекая внимания. Тогда бы не пришлось бесконечно заниматься благотворительностью?

— Уже в вашем вопросе звучит ответ. Как видите, наша ГК «Метрополь» в Бурятии не столько зарабатывает, сколько вкладывает. В талантливых людей и их проекты, в книги, в фестивали. В здоровье детей, в охрану природы. Деньги сами по себе бумага, если не дают возможность сделать жизнь вокруг лучше. Поэтому у меня самого нет дорогого хобби, которым я могу удивить журналистов. Я не коплю вещи.

— Готовы ли вы оставить такой успешный бизнес ради непредсказуемой политики?

— Вы поймите разницу. Я не собственник и не акционер «Метрополя». Я — наемный менеджер, такой же, как управляющий делами любой крупной компании. Но, если доверят, если будет предложена серьезная работа на благо республики, готов работать на все сто, и даже больше.

— Запомнилось ваше резкое выступление на прошедшем круглом столе ОНФ в Улан-Удэ. Вы выразили общее мнение, что многие жители республики чувствуют себя ненужными Москве. Что сподвигло вас, обычно сдержанного в эмоциях человека, на столь резкое выступление?

— Уточню сразу. Я хотел донести до федеральных властей мысль о том, что когда Бурятии нет в федеральных целевых программах, крупных инфраструктурных проектах, тогда у населения начинает складываться ощущение, что мы не нужны центру. Это опасная тенденция, которой нам нужно избежать. Из крупных федеральных программ — только взлетно-посадочная полоса. Понятно, что кое-что у нас есть — по подготовке к 350‑летию Улан-Удэ, но это не инфраструктура, нам нужны мосты через Уду, Селенгу, если говорить о городе, чтобы снизить социальную напряженность. В прошлом году выяснилось, что Бурятию вычеркнули из федеральной программы по развитию Дальнего Востока и Забайкалья. Это значит, что рухнули вместе с этим планы по строительству третьего моста и ледового дворца в Улан-Удэ. Заход частного инвестора, даже такого крупного, как ГК «Метрополь», и федеральные деньги через программы не нужно сравнивать. Построить ту же Байкальскую гавань или ледовый дворец, просто освоить средства мало. Нужно понимать, как ты все это будешь содержать.

— Вот почему после вашего выступления в республику срочно прилетел министр экономики России? И он предметно обсудил, что на субъекты Забайкальского региона определяется порядка 30% от средств, вообще выделяемых на реализацию, поддержку инвестиционных проектов.

— Я далек от того, чтобы связывать этот действительно неожиданный визит с моим выступлением (смеется). Но если такие выступления помогают республике, готов выступать постоянно. Говоря строками Намжила Нимбуева, «на чужбине о родине мысли светлы». Острей ощущаю — она у меня одна.

http://www.infpol.ru/news/item/13965-bair-tsyrenov-net-legkikh-okrugov.html



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube